В возрасте с пяти-шести до девяти-десяти месяцев ребенок становится значительно более подвижным. В пять-шесть месяцев, лежа на спине, он оживленно двигается, особенно когда с ним заговаривают взрослые. Обычно к этому возрасту у него возникают повторные движения: ребенок повторно похлопывает рукой, постукивает ногой, с шести-семи месяцев начинает раскачиваться, стоя на четвереньках; к восьми — подпрыгивать в своей кровати или, находясь на руках у взрослого, пританцовывать.
Пританцовывание у него уже можно вызвать и звуками определенной мелодии. Повторные движения доставляют ребенку удовольствие, но не следует ему разрешать подолгу им предаваться. Движения эти могут настолько закрепиться, что станут навязчивыми, после чего ребенку будет трудно прекратить их для того, чтобы заняться чем-то другим.
Общая подвижность ребенка в возрасте с пяти-шести до девяти-десяти месяцев в основном повышается благодаря тому, что он начинает ползать и овладевает движениями, помогающими ему принимать и сохранять новые положения: сам садится, ложится; придерживаясь руками за сетку кровати, встает и опускается; начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, все меньше используя опору.
Движения ползания у большинства детей впервые возникают, когда они, лежа на животе, стараются достать лежащую перед ними игрушку. Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, надо предоставить ему достаточный простор для движений. Поэтому значительную часть времени он должен проводить на разостланном на полу одеяле.
Ребенок, который к пяти-шести месяцам научился хорошо брать игрушку, свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, переставляя руки, скоро начинает ползать. Чтобы вызывать у него стремление,ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки.
Вначале игрушки следует класть на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти, касался их кончиками пальцев: если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние. Для развития первых попыток ползания не годятся, игрушки в форме шариков.
Они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игрушки будут хороши, когда он уже научится ползать.
Вызывая у ребенка движения ползания, надо сосредоточить его внимание на игрушке, для чего приходится иногда немного подвинуть его к ней. Вначале, несмотря на все усилия, ребенку никак не удается продвинуться вперед. Нередко он даже немного отодвигается назад и лишь после ряда неудачных попыток, начинает ползти вперед.
Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, можно ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, отодвиньте слегка игрушку. Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и вдоволь позаниматься ею.
Ползать дети начинают различно: те из них, которые к шести-семи месяцам научились становиться на четвереньки, сразу начинают ползать, опираясь на ладони и на колени. Но те, которые еще не становились на четвереньки, ползать начинают на животе и лишь позднее — на четвереньках. Постепенно ребенок хорошо осваивает это движение и часто его использует: подползает и берет привлекшую его внимание игрушку, ползет за ней, когда она откатывается; приближается ко всему, что его заинтересовало, а также к предметам, которые использует в качестве опоры для вставания, или просто ползает.
Ребенок, который своевременно начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать и снова опускаться, придерживаясь руками за опору, стоять.
При соответствующих условиях эти движения ребенок в основном осваивает в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то па другую руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.
К семи-восьми месяцам ребенок, ранее научившийся ползать, сам садится, устойчиво сидит. К этому же времени он обычно начинает и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати. На девятом месяце он выполняет эти движения при все меньшем использовании опоры.
Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С девяти месяцев его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки.
В возрасте восьми — десяти месяцев ребенок уже способен выполнять и некоторые другие движения: он становится и стоит на коленях; опускается и сидит на корточках, придерживаясь руками.
Новая поза, и особенно быстрые движения, доставляют ребенку удовольствие, при этом он нередко громко смеется. Когда же вы хотите уложить сидевшего ребенка или усадить, если он стоял, а тем более когда его укладывают в кроватку после того, как он ползал по полу, ребенок выражает свое неудовольствие плачем.