На занятиях музыкальной грамотой вы будете усваивать знаки нотного письма и учиться петь по нотам. Вы будете также разбираться в выразительных средствах музыки, выяснять, каким образом, при помощи каких средств музыка передает различные явления жизни, влияет на создание у вас того или иного настроения. Все это входит в задачи музыкальной грамоты.
Обучение пению по нотам разовьет у вас музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
Вы умеете без посторонней помощи прочитать любую книгу. Так же вы должны научиться прочесть по нотам любую песню.
Овладев музыкальной грамотой, научившись петь по нотам, вы сможете самостоятельно знакомиться с музыкой, без помощи учителя разучивать новые песни. Это вам поможет также более выразительно, художественно исполнять полюбившиеся вам песни.
Мы подготовили 150 примеров (не считая приложения) с номерами. Эти примеры, а также специальные упражнения, обозначенные буквами, вы должны уметь самостоятельно спеть по нотам.
- §1 — Звук и его свойства
- §2 — Названия звуков. Звукоряд; деление его на октавы
- Вопросы для повторения §§1-2 и упражнения
- §3 — Размер, такт
- Вопросы для повторения §3 и упражнения
- §4 — Звуки устойчивые и неустойчивые. Лад.
- §5 — Тональность
- Вопросы для повторения §§4-5
- Задание 1
- §6 — Гамма. Ступени гаммы.
- §7 — Интонация. Интонирование ступеней в мажорном ладу.
- §8 — Трезвучие. Тоническое и доминантовое трезвучия
- Вопросы для повторения §§6-8 и упражнения
- §9 — Тон и полутон. Построение мажорной гаммы.
- §10 — Тональность Фа-мажор
- Вопросы для повторения §§9-10
- Задание 2
- §11 — Выразительные средства музыки
- §12 — Динамические оттенки
- §13 — Музыкальная фраза. Цезура.
- Вопросы для повторения §§11-13
- Задание 3
- §14 — Темп в музыке
- §15 — Тональность Соль-мажор
- §16 — Интервалы
- Вопросы для повторения §§14-16 и упражнения
- Задание 4
- §17 — Транспозиция
- §18 — Трехдольный размер
- Вопросы для повторения §§17-18 и упражнения
- Задание 5
- §19 — Минорный лад
- §20 — Минорный лад (продолжение)
- §21 – Параллельные тональности
- §22 — Интонирование ступеней в минорном ладу
- Вопросы для повторения §§19-22
- Задание 6
- §23 — Паузы
- §24 — Определение тональности. Тональная настройка.
- Задание 7
- §25 — Затакт
- Вопросы для повторения §§23—25
- Задание 8
- Задание 9
- §26 — Простые и сложные размеры и такты
- Вопросы для повторения §26
- Задание 10
- Задание 11
- Приложение. Задание 1.
- Приложение. Задание 2.
- Приложение. Задание 3.
- Приложение. Задание 4.
По материалам книги Игоря Петровича Гейнрихса "Музыкальная грамота".