Очень привлекает ребенка в эти годы труд окружающих его близких. Он хочет делать все, что делают в его присутствии мать, отец, бабушка: сядет мать писать или шить, и он хочет писать и шить; моет бабушка посуду, и он просит, чтобы ему разрешили мыть чашку, и т. п.
Участие ребенка в деятельности взрослых является неисчерпаемым источником обогащения всего его поведения: сложнее и разнообразнее становится его игра, он узнает свойства и назначение различных предметов, лучше ориентируется в окружающем, приобретает новые знания, умения. Участие в работе взрослых вносит разнообразие в деятельность ребенка, дает ему много радости и доставляет чувство удовлетворения. Поэтому старайтесь умело использовать желание ребенка присоединиться к вашей работе.
На почве такой совместной работы у вас создаются хорошие взаимоотношения с сыном или дочкой. Таким путем у ребенка можно воспитать много положительных качеств: интерес и любовь к труду, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность и др.
Нельзя одергивать ребенка и отгонять его от себя постоянными окриками «не мешай», или «нельзя, ты разобьешь», или «не надо, ты весь испачкаешься, испортишь платье», «ты больше вымажешь, чем вымоешь», «ты будешь долго делать, а мне некогда» и т. п. Наоборот, нужно постараться найти доступную ему форму участия в вашей работе: «Ну-ка, отнеси кастрюльку в кухню», «Пойди принеси мне тряпочку — стол вытереть».
Следует учить ребенка элементарным гигиеническим и другим правилам работы, например: «Поближе подвинь табуретку к столу и встань на колени, тогда тебе будет удобнее», «Надень фартучек, чтобы платье не замочить», «Подними рукава, чтобы они тебе не мешали», «Пойди сначала вымой руки, нельзя делать пирожки грязными руками» и т. д.
Ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к «работе» ребенка, подчеркивать его неумение, например выбросить кусок теста, из которого он что-то сделал. Когда у него что-либо не получается, то нельзя отстранять его от дальнейшей работы, надо объяснить, что именно и почему у него не получается, подсказать, как исправить и доделать по возможности с его участием.
Не следует трудовые действия ребенка превращать в игру. При вашем правильном поведении он уже в этом возрасте способен по-разному вести себя в игре и труде.