Иногда матери жалуются на плохой аппетит своих детей. Что же содействует хорошему аппетиту? Мы уже говорили, что соблюдение режима является непременным условием, обеспечивающим хороший аппетит ребенка.
Желание есть возникает у ребенка в привычные часы при условии, если между установленными кормлениями ему не дают лакомств. Между тем матери зачастую пренебрегают этим правилом. Например, принеся из магазина покупки, мать не может удержаться, чтобы не дать ребенку бублик, конфету, кусок колбасы. Даже на улице, идя из магазина, некоторые матери дают детям немытые фрукты, что не только перебивает им аппетит, но и опасно.
Важно также, чтобы ребенок садился за стол в спокойном настроении, не был раздражен, возбужден, утомлен. Хорошо едят дети, которые много бывают на воздухе; это ускоряет обмен веществ и повышает потребность в возобновлении запасов энергии в организме, повышает аппетит.
Наконец, следует учитывать и то, что у ребенка на втором году жизни в достаточной мере развиты вкусовые ощущения и индивидуальные склонности к той или иной пище. Поэтому необходимо по возможности подбирать пищу по вкусу ребенка. Это важно и потому, что пища, принимаемая с охотой, лучше усваивается, чем та, которая съедается через силу.
Вообще следует давать малышу разнообразную пищу. Одни и те же продукты, например мясо или овощи, можно приготовить разными способами. Однообразная пища вызывает у ребенка притупление вкуса, нежелание есть непривычную для него пищу, как бы страх перед ней, который будет трудно преодолеть. Аппетит в значительной мере зависит и от состояния нервной системы ребенка. Перед едой не следует допускать ничего, что могло бы вызвать у него возбуждение: его нельзя занимать увлекательной и волнующей игрой или огорчать. Следует также избегать всего, что утомляет ребенка.
Во время кормления надо создать такую обстановку, чтобы ребенок мог сосредоточиться на еде и не отвлекался бы от нее присутствием посторонних людей. Лучше всего убрать со стола все вещи, не имеющие отношения к еде. Не следует сразу ставить на стол все блюда, которые ребенку полагается съесть.
Все предшествующие еде процедуры должны настраивать ребенка соответствующим образом. Перед едой ему моют руки, подвязывают салфетку, сажают на привычное место (желательно на высокий стул).
Кормить ребенка надо не торопясь и не торопя его; следующую ложку пищи ему надо давать только тогда, когда он проглотит предыдущую. Это правило родители, к сожалению, не всегда соблюдают, стараясь поскорее закончить кормление, или, озабоченные каким-либо другим делом, суют ребенку в рот ложку за ложкой, не заботясь о том, успевает он прожевать и проглотить пищу или нет. Если бы взрослые представили себя на месте ребенка, они смогли бы понять, как тягостно для малыша такое кормление.
Родители, конечно, замечали, что у одних членов семьи дети едят лучше, у других — хуже. Поэтому желательно, чтобы ребенка всегда кормил один и тот же человек, именно тот, кто вследствие присущих ему свойств характера, терпения, выдержки, справляется с этой процедурой особенно успешно.
Если у детей плохой аппетит, родители не должны показывать, что это их волнует. Дети, заметив, что их поведение за едой беспокоит взрослых, впоследствии могут прибегать сознательно к отказу от еды для того, чтобы добиться от родителей исполнения своих капризов.