Музыкальные звуки, как мы знаем, различаются между собой по высоте звучания. Расстояние между двумя звуками по высоте назы­вается интервалом.

Вспомните песню Н. Потоловского «Охотник» (пример 1). В этой песне напев (или мелодия) с каждой ступени движется только на со­седнюю с ней, или же мы видим повторение одной и той же ступени.

Сравните ее с попевкой «Прыгал мячик».

Untitled0-5

В приведенной попевке встречаются различные интервалы: в пер­вых двух тактах интервалы весьма широкие, в 3-м и 4-м тактах они более узкие, а в следующих — еще уже (мелодия движется только на соседние ступени).

Расстояние между звуками является самым узким, когда ступени являются соседними. Вместе с тем между соседними ступенями не все расстояния являются одинаковыми.

Возьмем для примера звукоряд до1 — соль1:

Untitled0-6

Если мы вслушаемся в каждое соотношение соседних звуков, то заметим, что расстояние между звуками ми — фа является более узким, чем расстояние между звуками до — ре, ре — ми, фа — соль.

Сравните украинскую народную песню «Перстень» с русской на­родной песней «Во поле береза стояла».

Перстень

Untitled0-7

Во поле береза стояла

Untitled0-8
Эти песни очень похожи друг на друга. Обе они построены на пяти звуках (до1 — соль1), в обеих одинаковое количество звуков, одинако­вые длительности. Мелодия обеих песен движется только по соседним ступеням. Однако средний звук у них не одинаков: в первой песне это— ми, во второй — — ми-бемоль. Мы отчетливо слышим, что расстояние меж­ду звуками фа — ми в первой песне уже, чем расстояние между звуками фа — ми-бемоль во второй. С другой стороны, расстояние между зву­ками ми — ре в первой песне шире, чем между звуками ми-бемоль — ре во второй песне, хотя ступени во всех случаях являются соседними. Пропойте эти соотношения звуков отдельно и сравните между собой со­отношения фа — ми-бемоль, фа — ми, а затем ми — ре и ми-бемоль — ре. Такое соотношение, как ми — фа, и ми-бемоль — ре, является са­мым близким, оно называется полутоном. Между звуками фа — ми-бе­моль, ми — ре, расстояние более широкое, оно называется целым тоном.

Полутон представляет собой самое узкое расстояние между двумя звуками в европейской музыке (в музыке некоторых восточных народов используются расстояния и уже полу­тона). Целый тон в два раза шире полутона.

Между основными ступенями звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до) заключено 2 полутона и 5 целых тонов. Полутоны находятся между звуками ми — фа и си — до. Между остальными соседними звуками ин­тервалы равны целому тону.

Эти соотношения очень наглядно отражены на фортепианной кла­виатуре.

Под изображением клавиатуры выписаны звуки гаммы До-мажор и указаны соотношения между ними.

Как видно из рисунка, целый тон заключается между теми основ­ными ступенями звукоряда, между которыми на клавиатуре есть чер­ная клавиша. Если между ступенями черной клавиши нет, между ними заключен полутон. Смотря на клавиатуру фортепиано или представляя ее себе в уме, мы легко можем определить, какое соотношение суще­ствует между теми или иными звуками.

Соотношения ступеней в гамме До-мажор являются такими же, как в любой мажорной гамме. Таким образом, порядок расположения тонов и полутонов в мажорной гамме является следующим:


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
3,80 из 5 (15)
4 мая 2010

Один комментарий на “§9 — Тон и полутон. Построение мажорной гаммы.”


Комментарии закрыты.