Интонация — это точность исполнения высоты музыкальных звуков голосом или на инструменте. На некоторых инструментах, как например, на фортепиано, баяне, нажимая клавишу, мы извлекаем звук вполне определенной высоты. Исполнить этот звук немного выше или ниже на фортепиано и баяне нельзя. На других инструментах (скрипке, виолончели) высоту звуков регулирует сам исполнитель. Каждый звук на этих инструментах может быть исполнен несколько выше и несколько ниже, более точно и менее точно. То же самое возможно и при исполнении звуков голосом. Поэтому при пении нужно быть очень внимательным к интонации, нужно постоянно следить за точностью исполнения звуков мелодии.
Каждая ступень гаммы имеет свои особенности интонирования. Некоторые ступени (I, V в мажоре) мы интонируем обычно довольно точно, не задумываясь о них. Нужная высота этих ступеней получается легко, как бы сама собой. При пении других ступеней точность высоты иногда нарушается. Эти ступени требуют к себе специального внимания. В мажорном ладу это прежде всего III и VII ступени, которые часто интонируются ниже.
В этом случае их нужно, как говорят, несколько «подтягивать».
В противоположность III и VII ступеням IV ступень часто получается выше, чем нужно. Ее приходится в этих случаях несколько «опускать», петь немного ниже.
Таким образом, для того чтобы чисто, точно петь, нужно быть всегда внимательным к интонации исполняемых звуков. Наибольшую роль для чистоты пения играет интонация III и VII, а также IV ступеней. На интонирование этих ступеней нужно обращать особое внимание.
Отметим в гамме До-мажор стрелками ступени, интонирование которых требует особого внимания:
При пении всем классом, а также группами, за интонацией нужно следить всем без исключения. Каждый, кто поет неточно, вносит фальшь в общее исполнение.
Неточности интонирования у одних отражаются на пении других и в конечном счете на общей интонации класса. При совместном исполнении каждому следует всегда внимательно прислушиваться к пению всего коллектива и стараться не выделяться из общего звучания ни высотой, ни качеством звука. Это дает в хоре чистоту и слитность исполнения.