Интонация — это точность исполнения высоты музыкальных звуков голосом или на инструменте. На некоторых инструментах, как напри­мер, на фортепиано, баяне, нажимая клавишу, мы извлекаем звук вполне определенной высоты. Исполнить этот звук немного выше или ниже на фортепиано и баяне нельзя. На других инструментах (скрипке, виолончели) высоту звуков регулирует сам исполнитель. Каждый звук на этих инструментах может быть исполнен несколько выше и не­сколько ниже, более точно и менее точно. То же самое возможно и при исполнении звуков голосом. Поэтому при пении нужно быть очень вни­мательным к интонации, нужно постоянно следить за точностью испол­нения звуков мелодии.

Каждая ступень гаммы имеет свои особенности интонирования. Некоторые ступени (I, V в мажоре) мы интонируем обычно довольно точно, не задумываясь о них. Нужная высота этих ступеней получается легко, как бы сама собой. При пении других ступеней точность высоты иногда нарушается. Эти ступени требуют к себе специального внима­ния. В мажорном ладу это прежде всего III и VII ступени, которые часто интонируются ниже.

В этом случае их нужно, как говорят, несколько «подтягивать».

В противоположность III и VII ступеням IV ступень часто полу­чается выше, чем нужно. Ее приходится в этих случаях несколько «опу­скать», петь немного ниже.

Таким образом, для того чтобы чисто, точно петь, нужно быть всегда внимательным к интонации исполняемых звуков. Наибольшую роль для чистоты пения играет интонация III и VII, а также IV ступе­ней. На интонирование этих ступеней нужно обращать особое внимание.

Отметим в гамме До-мажор стрелками ступени, интонирование ко­торых требует особого внимания:

Untitled0-1

При пении всем классом, а также группами, за интонацией нужно следить всем без исключения. Каждый, кто поет неточно, вносит фальшь в общее исполнение.

Неточности интонирования у одних отражаются на пении других и в конечном счете на общей интонации класса. При совместном испол­нении каждому следует всегда внимательно прислушиваться к пению всего коллектива и стараться не выделяться из общего звучания ни вы­сотой, ни качеством звука. Это дает в хоре чистоту и слитность исполнения.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
2,50 из 5 (2)
4 мая 2010