Музыкальные произведения, так же как и стихотворения, пишутся в определенном размере. Музыкальный размер имеет много общего со стихотворным. Поэтому, чтобы лучше понять, что такое размер в му­зыке, обратимся сначала к размеру в поэзии.

Стихотворным размером называется определенное чередование ударных и неударных слогов. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»:

Untitled1-1

В этом стихотворении после каждого ударного слога наступает один неударный (ударные слоги отмечены значком ´, неударные — значком ). Иначе говоря, налицо равномерное чередование одного ударного и одного неударного слога.

В других стихотворениях чередование ударных и неударных слогов может быть иным. Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»:

Untitled1-2

В этом стихотворении в отличие от предыдущего после каждого ударного слога наступает два неударных. В стихотворении «Тучи», та­ким образом, мы видим равномерное чередование одного ударного и двух неударных слогов. Порядок чередования слогов внутри стихотво­рения, или его размер обычно выдерживается с начала до конца.

Первое из приведенных стихотворений написано размером, который называется хорей, а второе — размером, название которого дактиль.

Исполняя или слушая музыку, мы ощущаем в звучании каждого произведения равномерное следование долей одинаковой протяженно­сти. При дирижировании эти доли отмечаются дирижерским взмахом. Не надо путать понятие доли со звуком: последовательность звуков в музыкальном произведении иногда совпадает с этими долями, иногда не совпадает: в одной доле может быть несколько звуков и наоборот — один звук может равняться нескольким долям.

Возьмем в качестве примера французскую народную «Пастушью песню» (начало). Мы увидим, что в основном звуки в ней совпадают с долями, только в двух случаях на один звук приходится две доли.

Каждая доля следует после предыдущей через одно и то же время. Это и есть равномерное движение или пульсация долей, которую мы ощущаем в каждом музыкальном произведении.

Untitled1-3

По своей силе, однако, доли не одинаковы. Мы слышим в каждой песне доли сильные, ударные, и доли слабые, неударные. В стихотворе­ниях ударные слоги равномерно чередуются с неударными слогами, а в песнях ударные доли также равномерно чередуются с неударными долями.

Отметим в записи песни ударные и неударные доли соответствую­щими знаками:

Untitled1-4

В этой песне каждая ударная доля чередуется с одной неударной. В других песнях чередование бывает иным: одна ударная и две неудар­ных и т. д.

Определенное последовательное чередование ударных и неударных долей в музыкальном произведении называется размером.

Ударные доли делят каждое музыкальное произведение на одина­ковые отрезки. Отрезок музыкального произведения, заключенный ме­жду соседними ударными долями, называется тактом.

В нотной записи перед каждой ударной долей ставится вертикаль­ная черта, которая называется тактовой чертой. Тактовые черты отде­ляют один такт от другого.

Расставим тактовые черты в «Пастушьей песне»:

Untitled1-5

В одной и той же песне каждый такт имеет одинаковое число до­лей. Например, в каждом такте приведенной песни две доли: одна ударная и одна неударная. На это указывает размер. Он обозначается в начале песни рядом с ключом:

Untitled1-6

Размер обозначается двумя цифрами, из которых верхняя показы­вает количество долей в такте, а нижняя — длительность одной доли. Эти цифры произносятся как дробь, например: две четверти.

Размер 2/4 является простейшим по сравнению с другими разме­рами. Он состоит всего из двух долей. Первая доля является ударной, вторая — неударной. Таким образом, размер 2/4 — это чередование од­ной ударной и одной неударной доли. Понятно, что доля может быть выражена не только четвертной нотой, но и другими длительностями, в сумме равными четверти. Долю могут составить, например, две восьмых, четыре шестнадцатых и т. п. С другой стороны, один звук может тянуться две доли. Такой звук обозначается половинной нотой. Соотно­шение различных длительностей звуков в музыке называется ритмом.

Проставим в «Пастушьей песне» размер, и запись песни примет окончательный вид:

Untitled1-7

Музыкальные примеры нужно петь с тактированием. Тактирозание — это взмахи руки, каждый из которых отмечает начало новой доли такта. Эти взмахи должны быть строго равномерными. В размере 2/4 первая доля показывается дви­жением руки вниз, вторая — движением руки вверх:

Первую долю такта (ударную) следует слегка выделять более четким, сильным движением руки. Тактировать следует правой рукой.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4,45 из 5 (11)
30 апреля 2010

3 комментария на “§3 — Размер, такт”




Комментарии закрыты.