Для того чтобы уверенно спеть по нотам любой музыкальный пример, нужно определить его тональность и настроить в этой тональности свой слух. Как это делается?
Определяя тональность песни, следует прежде всего посмотреть на знаки при ключе.
Для окончательного определения тональности нужно посмотреть на конец песни. Большинство песен заканчивается на главном устойчивом звуке — на тонике тональности (редко на V, III ступ.). Поэтому тонику обычно можно определить по последнему звуку. Исходя из ключевых знаков и зная тонику, мы можем точно установить тональность песни. Например, отсутствие ключевых знаков при тонике ля указывает на тональность ля-минор, один ключевой бемоль при тонике фа — на тональность Фа-мажор и т. д.
Определив тональность песни, нужно настроить в этой тональности свой слух. Тональная настройка осуществляется путем пропевания всех или основных звуков данной тональности. Сначала на каком-нибудь инструменте берется тоника тональности. При отсутствии инструмента тонику можно спеть по памяти. Вполне возможная при этом неточность тоники для пения примеров большой роли не играет, весь пример будет звучать лишь несколько выше или несколько ниже его настоящей высоты.
Задав себе тонику, нужно затем спеть какой-нибудь характерный для данного лада ряд звуков, например гамму или часть ее. Слух хорошо настраивается в тональности при пропевании тонического и доминантового трезвучий с разрешением, а также и некоторых других сочетаний звуков, как например:
Постепенно для тональной настройки становится достаточно пропе-вания меньшего количества звуков и необязательно всех звуков тональности. При известных навыках для тональной настройки достаточно пропевания одного тонического трезвучия, которым обычно и ограничиваются, когда эти навыки уже приобретены.
Один комментарий на “§24 — Определение тональности. Тональная настройка.”
Комментарии закрыты.
Gri Sant
04/25/2012 в 19:03
Во втором и третьем примере (минорный лад) не лучше ли использовать седьмую повышенную ступень? в предпоследнем такте второго примера до-диез вместо до; в предпоследнем такте третьего примера ре-диез вместо ре?