У каждой мажорной тональности есть родственная ей минорная. Гамма этой минорной тональности строится на тех же звуках, что и гамма данной мажорной, без дополнительных знаков, только начинается она с другого звука. Например, на простых звуках без диезов и бемолей могут быть построены тональности До-мажор и ля-минор.
При тонике до устойчивыми звуками являются до, ми, соль. Тоническое трезвучие здесь мажорное, так как интервал между 1 и III ступенями (до—ми) является большой терцией, и тональность является мажорной (До-мажор). При тонике на звуке ля устойчивыми звуками являются ля, до, ми. Тоническое трезвучие в этом случае является минорным, так как интервал между I и III ступенями (ля—до) является малой терцией, и тональность является минорной (ля-минор).
Минорную гамму можно строить не самостоятельно по тонам и полутонам, а исходя из соответствующей мажорной. Мажорная и минорная тональности, построенные на одних и тех же звуках без дополнительных знаков, называются параллельными. Как видно на примере тональностей До-мажор и ля-минор, параллельный минор строится от VI ступени мажора. Иначе говоря, тоника параллельной минорной тональности отстоит на малую терцию вниз от тоники мажорной (в данном примере малая терция вниз от до до ля).
Параллельные тональности имеют всегда одинаковое число ключевых знаков — в этом их важнейшая особенность. Так, тональности До-мажор и ля-минор ключевых знаков не имеют. Тональности Фа-мажор и ре-минор имеют при ключе один бемоль, а тональности Соль-мажор и ми-минор — один диез.
Спойте мажорные и параллельные минорные гаммы, а также тонические трезвучия в тональностях без знаков при ключе и с одним знаком: