Мы уже знаем, что в музыке наиболее широко использованы два лада: мажорный и минорный. В этих ладах создано большинство музыкальных произведений, в том числе и народных песен.
Каждый лад обладает своими выразительными свойствами и помогает композитору передать определенные чувства, мысли, создать определенные музыкальные образы.
Попробуем разобраться в выразительных свойствах мажорного и минорного лада.
Вспомните, как бодро, весело звучит песня «Дуда».
У этой песни, однако, есть вторая часть, которая звучит более печально:
Первая часть песни построена в мажорном ладу, вторая — в минорном. Перемена лада связана с тем, что радостное настроение первой части («нашел дуду») сменяется печалью, огорчением во второй («потерял дуду»). Радостное настроение в этой песне передается мажорным ладом, печальное настроение — минорным.
Сравним еще две похожих друг на друга песни «Галя по садочку ходила» и «Во поле береза стояла»:
ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА (Украинская народная песня)
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА (Русская народная песня)
Песни отличаются друг от друга только одним звуком (в первой песне это — ми, во второй — ми-бемоль). Однако этот звук меняет лад. В первой песне лад является мажорным, во второй минорным. Изменение лада влияет на характер мелодии. Минорная песня «Во поле береза. ..» по сравнению с мажорной «Галя по садочку…» звучит более мягко, нежно.
Выше было установлено (§ 11), что композитор передает в музыке свои мысли и чувства при помощи суммы выразительных средств: темпа, динамических нюансов, размера, характера звука и т. д. Среди прочих средств выразительности большую роль играет лад. Как мы видели на примерах, мажорный лад придает произведениям более светлый характер, а минорный лад — характер более мягкий.