Когда мы пропеваем с начала до конца какую-либо песню, мы обычно ощущаем в конце песни законченность, завершенность мелодии. Любая песня представляет собой цельное, законченное построение. В то же время каждая песня делится на небольшие части — музыкальные фразы. Музыкальная фраза обычно заканчивается вместе с определенной частью текста: предложением, строфой стихотворения и т. п.
Как делится на фразы башкирская песня «На лодочке»?
Эта песня отчетливо делится на 4 музыкальных фразы. Каждая фраза соответствует строфе стихотворения.
А песня «Уж и где же это видано» делится на 2 фразы:
Так же на 2 фразы делится «Зимняя песенка» А. Лепина, хотя по размерам она больше предыдущей песни:
В приведенных песнях каждая фраза заканчивается небольшой остановкой. Этой остановки в конце фразы может и не быть. Таковы 2-я и 3-я фразы песни «Пение птиц»:
Момент разделения музыкальных фраз называется цезурой. По своему значению цезуры в музыке близки к знакам препинания в словесной речи. Они отделяют музыкальные построения друг от друга и помогают яснее воспринимать музыку.
Цезура обозначается знаком V и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посередине фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватило на целую фразу.
В каждой музыкальной фразе есть так называемая вершина. Вершина фразы обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Для поющего очень важно в каждой музыкальной фразе найти вершину и исполнить фразу со стремлением к вершине, с некоторым усилением звучности к вершине и затем ослаблять звучность на безударных слогах. Это является одним из важнейших условий выразительного, художественного исполнения. Не может быть выразительного пения, если поющий невнимателен к слову, если он безразлично исполняет ударные слоги и в то же время у него «выскакивают» слоги безударные.
Разберем со стороны фразировки и ударений две песни.
1. Н. Леви. «Песня Маши».
Песня отчетливо делится на 2 фразы. Вершина каждой фразы падает на первую долю третьего
такта. Поэтому песню нужно исполнять со следующими оттенками:
2. П. Ступел. «Часы».
Эта песня также состоит из двух фраз. Вершина первой фразы падает на первую долю 4-го такта, а вершина второй фразы — на первую долю 3-го такта. В соответствии с этим песня должна исполняться следующим образом:
Таким образом, исполнение музыкальной фразы со стремлением к вершине, на одном дыхании, правильное исполнение ударных и безударных слогов — это важнейшие условия выразительного пения. Помимо этого, как указывалось выше, петь нужно всегда чисто, ритмично и красивым звуком. Если хотя бы одно из этих условий будет нарушено, пение не сможет быть выразительным.