С самого раннего возраста надо позаботиться о воспитании положительных и предупреждении отрицательных чувств у малыша. Первые проявления радости в виде ответной улыбки возникают у ребенка в трех-, пятинедельном возрасте.
Если малыш здоров, если организован правильный уход за ним, строго соблюдается режим сна и питания, он в два-три месяца совсем почти не кричит и в часы бодрствования находится в радостном состоянии.
Что же надо знать и как следует воспитывать ребенка для того, чтобы он всегда был весел и не плакал?
Во-первых, необходимо своевременно удовлетворять органические потребности ребенка, создать ему правильный режим дня и хороший уход. Это устранит многие причины крика.
Во-вторых, если ребенок все же кричит, его надо успокаивать, однако такими приемами, которые не только не ведут к образованию у него вредных привычек, но содействуют его общему развитию.
В-третьих, надо вызывать у ребенка чувство радости. Часто возникая, это чувство закрепляется, становится привычным состоянием ребенка.
Нельзя согласиться с довольно распространенным мнением, что ребенку полезно кричать, так как у него при этом развиваются легкие, что крик маленького ребенка неизбежен.
Крик возникает или при каком-либо неблагополучии в организме младенца, или при неудовлетворении его физических потребностей и, как любое отрицательное эмоциональное состояние, не может быть полезным. Крик без видимых причин, возникающий у детей в первые недели жизни, обычно к полутора-двум месяцам прекращается.
Особенно часто малыши кричат перед кормлением или когда им пора спать. Однако обе эти причины устраняются, если жизнь ребенка организована по правильному режиму.
Некоторые дети этого возраста немного кричат перед сном. Но если их не приучать к укачиванию, то они быстро успокаиваются и засыпают.
И, наконец, последняя причина крика порождается тем, что взрослые не удовлетворяют ими же созданные у ребенка вредные привычки к укачиванию, к пустышке. При правильном воспитании эта причина устраняется.
Однако порой и при правильном воспитании бывает, что ребенок, особенно в конце первого — начале второго месяца, кричит, казалось бы, без всяких видимых причин: он недавно хорошо поел и поспал, сухой, в тепле, лежать ему удобно, и все же он кричит.
Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был счастлив, чтобы удовлетворялись только его разумные потребности, а не любая прихоть, следует успокаивать его такими приемами, которые не прекращаются, когда вы отходите, и не только не создают у него вредной привычки, но содействуют его развитию.
Стараясь успокоить ребенка в возрасте четырех-пяти недель, положите его на другое место так, чтобы в поле его зрения попали новые для него предметы, если этот прием поможет, используйте его несколько раз.
Пяти-, шестинедельного малыша постарайтесь отвлечь звуками погремушки. Не забывайте, что ребенок в этом возрасте уже различает разные по цвету и форме игрушки, и надо подобрать именно такую, которая его заинтересует.
Когда он стихнет, сосредоточенно разглядывая ее, отойдите от кроватки малыша. Ваш уход не вызовет у него плача, так как он заинтересовался игрушкой. Если эта игрушка ему наскучит, замените ее другой.
Успокаивают также ребенка и доставляют ему удовольствие собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Поэтому разверните малыша и предоставьте ему возможность свободно подвигаться, если он был завернут в одеяло, или пусть полежит недолго на животе. Это и полезно ему и действует успокаивающе.
К сожалению, родители чаще используют неправильные приемы: они или начинают укачивать ребенка, или носят его на руках. Укачивать ребенка ни в коем случае не надо, так как если ему время спать, то надо его приучать засыпать без всяких укачиваний.
Брать малыша на руки, чтобы успокоить, надо только в самом крайнем случае, когда он долго кричит и все другие приемы не помогают. Если же брать его на руки каждый раз, как он раскричится, то на руках, он, правда, замолкает, но, как только вы положите его обратно в кроватку, он снова начинает кричать, нередко еще громче.
Вместе с тем у ребенка очень скоро образуется привычка, в силу которой он будет хорошо себя чувствовать, только находясь на руках у взрослого. Образовав у него эту потребность, вы создали новую, часто возникающую причину плача — недовольство тем, что он лежит в кроватке, а не находится на руках у взрослого.
Родители, правильно воспитывающие своего ребенка, почти всегда знают причину его крика. Родители же ребенка, живущего вне всякого режима, избалованного, приученного к рукам, всегда теряются в догадках о возможной причине его крика. Не зная ее, они используют всевозможные приемы, чтобы как-то успокоить ребенка: то кладут ему грелку на живот, то ставят клизму, то усиленно качают, то развлекают, держа его на руках.
Чтобы ребенок был весел и не плакал, очень важно, как уже говорилось, развивать у него чувство радости. Это требует определенных воспитательных воздействий. Мнение, будто достаточно удовлетворить лишь органические потребности ребенка, чтобы вызвать у него чувство радости, неверно.
Сон, еда, снимающие утомление и голодное возбуждение, создают тем самым благоприятные предпосылки для возникновения положительных чувств у младенца, но отнюдь не порождают их. Первая ответная улыбка возникает у ребенка в возрасте трех — пяти недель, когда он смотрит в лицо разговаривающего с ним взрослого и прислушивается к звуку его голоса.
Вначале, когда мать, отец, бабушка разговаривают с двух-, трехнедельным ребенком, он не только не улыбается в ответ, но даже не смотрит на них. Чем меньше малыш и чем меньше у него развиты зрение и слух, тем дольше приходится с ним «разговаривать», прежде чем он сосредоточит свой взгляд на говорящем.
Но постепенно он начинает быстрее и на более длительное время задерживать свой взгляд на лице говорящего. И вот наконец малыш, которому всего лишь три — пять недель, улыбнулся взрослому. После того как он улыбнулся однажды, вызвать у него улыбку бывает легче, улыбка появляется быстрее и не так скоро исчезает.
Вместе с тем проявления радости становятся более разнообразными: ребенок улыбается, глазки его блестят, он пытается произнести какие-то звуки, вскидывает ручки вверх, быстро двигает руками и ногами.
Радостное состояние малыша свидетельствует о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов и повышает его общую активность. Кроме того, для ребенка первых месяцев жизни радостное состояние имеет особо важное значение потому, что оно содействует развитию его движений и органов чувств.
С момента возникновения движений, выражающих радость, увеличивается общая подвижность ребенка. И в более младшем возрасте он много двигался, но лишь когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования он энергично двигается, выражая свою радость. Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой. В результате многократного выпрямления рук и ног характерное для новорожденного преобладание мышц сгибателей ослабевает: к двум с половиной-трем месяцам ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, отрывистыми, как это было в первые недели его жизни.
Радуясь, ребенок не только двигается, но и гулит. В начале второго месяца жизни он издает звуки редко, тихо и только в ответ на обращенную к нему речь взрослого. Но затем на втором-третьем месяцах начинает гулить и когда взрослого нет около него.
По мере того как чувство радости у ребенка закрепляется, оно возникает по все более разнообразным поводам, сохраняется довольно продолжительное время и проявляется ярче. Ребенок улыбается взрослому или другому ребенку, увидя его издали или даже только услышав его голос, радуется блестящим, красочным предметам и радуется, даже ни на что определенное не глядя.