В 1871 году в Петербурге в залах Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. В торжественных, украшенных копиями произведений знаменитых итальянских мастеров залах художественные выставки устраивались уже не одно десятилетие. Но эта была особенной. Ее открытие знаменовало собой выход на арену культурной и общественной жизни России демократического, последовательно реалистического искусства, которое получало теперь свою организацию и материальную базу. Пройдя период выступлении отдельных, наиболее талантливых и передовых художников, оно приобрело характер нового широкого художественного движения.

Родилось это новое искусство, разумеется, не на пустом месте. Наиболее прогрессивные русские художники еще в первой половине прошлого столетия обращались к изображению сцен из народной жизни, писали картины, в которых более или менее верно отражались те или иные стороны русской действительности, облик обычной русской природы. Порой это были произведения высокого поэтического и живописного достоинства, составившие целую эпоху в русском искусстве. Таковы были небольшие картины А. Г. Венецианова на сюжеты из крестьянского быта.

Иван Николаевич Крамской. 1837-1887
Иван Николаевич Крамской. 1837-1887

На самом рубеже второй половины XIX века П. А. Федотов своим творчеством показал, что важнейшей задачей искусства в условиях социальной жизни того времени могло и должно было быть обличение общественных пороков и сочувствие их жертвам. Дело Федотова было продолжено в 60-х годах группой наиболее прогрессивных мастеров, принадлежавших преимущественно к московской художественной школе. Это были годы, когда в России назрела острая революционная ситуация, поставившая императора Александра II перед необходимостью отмены крепостного права. Начинался новый, разночинский период освободительного движения, возглавленного теперь уже не прогрессивным дворянством, а революционно-демократической интеллигенцией, выдвинувшей свое последовательно реалистическое эстетическое учение. Наиболее полно оно было изложено, в сочинениях революционера, писателя и философа Н. Г. Чернышевского и горячо воспринято передовой художественной молодежью. Мастера, за которыми закрепилось общее имя — шестидесятники, создавали произведения, содержащие прямолинейное и беспощадное обличение пороков русского общества, разоблачение их непосредственных носителей.

Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830—1897.
Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830—1897.

Наиболее талантливым и ярким представителем этого направления был В. Г. Перов. В его картинах с резкой прямотой и художественной силой раскрывалась жизненная правда, уже сама обвинявшая существующие порядки. Такое искусство становилось непосредственно революционизирующим фактором русской жизни. Историческое развитие русского общества в последующие десятилетия поставило перед изобразительным искусством новые, более широкие и глубокие задачи. Теперь уже нельзя было ограничиться только критикой действительности, тем более критикой столь откровенно дидактической, как это было свойственно искусству 60-х годов. Нужно было открывать в жизни те положительные явления, те персонажи, в которых узнавались бы идеалы будущего, его социальные надежды, все то, что могло быть противопоставлено ненавистным проявлениям крепостничества, угнетения, всяческой несправедливости к их носителям.

Мясоедов Григорий Григорьевич. 1834-1911.
Мясоедов Григорий Григорьевич. 1834-1911.

Сохранялась и задача обличения, но оно приобретало теперь более глубокий и многогранный социальный смысл и более совершенные художественные формы. Решение этих сложных задач легло главным образом на плечи большой группы прогрессивно мыслящих художников, получивших название передвижников. В 1870 году группа московских художников во главе с В. Г. Перовым и Г. Г. Мясоедовым обратилась к петербургским художникам с предложением создать объединение, целью которого стала бы организация собственных, не зависимых от Академии художественных выставок. И выставки эти должны были показываться не только в столицах — Петербурге и Москв, как это было до того времени, но и в крупных провинциальных городах страны — передвигаться. Такое передвижение выставок было очень важной стороной деятельности новой художественной организации, так как это давало возможность знакомиться с достижениями передового русского изобразительного искусства гораздо более широким кругам населения, до того времени почти лишенным этой возможности.

Николай Николаевич Ге. 1831-1894.
Николай Николаевич Ге. 1831-1894.

Группа петербургских художников во главе с И. Н. Крамским поддержала это начинание, и в декабре того же года был официально утвержден устав вновь созданного Товарищества передвижных художественных выставок, первая выставка которого состоялась уже через год. О выставке заговорили в прессе как о важном событии в культурной жизни России, ее открытие сочувственно встретили такие деятели культуры, как М. Е. Салтыков-Щедрин и В. В. Стасов. И с той поры передвижные выставки Товарищества стали устраиваться ежегодно. Они объезжали многие города России, всюду вызывая к себе самый широкий интерес, восторженный прием местной прогрессивной общественности и положительную оценку провинциальной печати. Товарищество с каждым годом принимало в свои ряды новые художественные силы и вскоре объединило вокруг себя почти все, что было передового в русском искусстве того времени. Деятельность Товарищества вышла за рамки профессионального объединения художников, и оно стало центром широкого творческого движения, сыгравшего важную роль в культурной и социальной жизни России. Выставки передвижников продолжались до 1923 года, но период их расцвета и наиболее активного положительного влияния на развитие искусства падает на 70-е — 90-е годы XIX столетия.

Константин Аполлонович Савицкий. 1844-1905.
Константин Аполлонович Савицкий. 1844-1905.

Значение передвижников в тогдашней русской жизни может быть сопоставлено с ролью таких композиторов, как М. П. Мусоргский, И. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский, или таких писателей, как Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Для деятельности передвижников и вообще для передового русского искусства второй половины XIX века важна была поддержка московского мецената П. М. Третьякова. Поставив своей целью создание музея национального русского искусства, Третьяков внимательно следил за творчеством лучших художников своего времени и систематически приобретал с выставок почти все наиболее значительные произведения, являющиеся теперь гордостью и украшением Третьяковской галереи. Естественно, что именно там наследие передвижников представлено наиболее полно.

Алексей Иванович Корзухин. 1835-1894.
Алексей Иванович Корзухин. 1835-1894.

Русский музей был создан значительно позже. Свои двери для посетителей он впервые открыл в марте 1898 года, когда роль Товарищества в русской художественной жизни пошла на убыль, и вполне понятно, что в его собрании раздел творчества передвижников не столь богат. Тем не менее усилиями работников музея за 75 лет его существования собрана достаточно значительная коллекция живописи, позволяющая прекрасно представить искусство второй половины XIX века.

Василий Григорьевич Перов.  1833/1834—1882.
Василий Григорьевич Перов. 1833/1834—1882.

Произведения В. Г. Перова, И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, К. А. Савицкого, А. И. Корзухина вы можете посмотреть на нашем сайте.

Все они принадлежат к группе инициаторов создания Товарищества, являются художниками старшего поколения передвижников, и созданные ими картины во многом определяли лицо и уровень первых передвижных выставок. Исключение составляют два последних имени. К. А. Савицкий вошел в число наиболее выдающихся мастеров передвижничества ко второй половине 70-х годов, а А. И. Корзухин, будучи членом-учредителем, не принимал участия в выставках, что не помешало ему своими произведениями непосредственно примыкать к этому творческому направлению.

Н. Новоуспенский


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
5 марта 2014