Мода на раннее развитие детей до трех лет, агрессивной волной прокатившаяся по сознанию молодых родителей в последние годы, начинает понемногу отступать.
И, думается, не зря. Слишком уж дорогой ценой чересчур «продвинутые» родители хотят сделать из своих малышей сверхлюдей нового поколения.
Примеров и подтверждений тому масса. Всевозможные курсы, тренинги и программы раннего развития принимаются не как указатели того, в какую сторону двигаться, раскрывая таланты и способности чада, а как истина в последней инстанции, диктующая правила влияния на него. И это печально. Ведь на самом деле, все эти труды известных педиатров, психологов и педагогов – отличный материал, из которого можно почерпнуть множество интересных и толковых моментов и мыслей, касающихся развития малыша. Но родители-фанатики, рьяно пытающиеся возвести ребенка в статус вундеркинда, исказили саму идею превращения новорожденного несмышленыша в самодостаточного, многогранного и по-своему уникального человечка.
Конечно, если подходить к данному вопросу разумно и адекватно, становится понятно, что подобные программы раннего развития способны принести определенную пользу. Хотя и различные материалы, базирующиеся на той или иной методике, обладают разной эффективность. И родителям не стоит забывать, что каждый ребенок — индивидуален, поэтому строго следовать всем урокам и рекомендациям какого либо обучающего курса, по меньшей мере, бесполезно. А уж если сам малыш не проявляет явного интереса и удовольствия – то и опасно. Глупо надеяться вырастить из ребенка гениального эйдетика (человека, имеющего особый склад зрительной памяти, способной фиксировать и воспроизводить ранее увиденные образы и объекты в мельчайших подробностях), насильно активизируя его визуальное восприятие. Можно лишь, грамотно и деликатно выявив способности малыша, ненавязчиво развивать их.
В таком нежном возрасте лучше всего делать это в форме увлекательной игры (для самых маленьких, например, идеально подойдет развивающий коврик). При этом заинтересованность ребенка является обязательным условием занятий. Следует помнить и о том, что они (занятия) должны быть непродолжительными и регулярными (проходить ежедневно, примерно в одно и то же время). Однако, опять же, нужно учитывать желания, настроение и самочувствие маленького ученика.
В любом случае, все должно определяться индивидуально, исходя из особенностей каждого конкретного ребенка. Ведь это методики развития должны создаваться для детей, а не наоборот!