Ребенок быстро учится разговору, вы сами удивитесь его прогрессу.
Спустя короткое время после произношения первых слов вы услышите, как дети говорят связно, строя осмысленные фразы. Тут появится некоторая трудность, которая заключается в переключении обучающего процесса с изучения новых слов, на больше мыслительный процесс. Ребенок к 2-3 годам должен произносить осмысленные фразы, которые отвечают ситуации или вопросам, которые задаются вашему чаду. Кроме очного общения, ребенок должен уметь разговаривать и по телефону, причем этот вид разговоров даже более предпочтителен. Дело в том, что дети в 2-3 года активно используют жесты при разговоре, которые дополняют слова, а вот при разговоре по телефону ребенку придется изъясняться лишь словами.
Немало говорят дети, еще не до конца понимая смысл сказанного. И если в 1,5-2 года это нормально, то в дальнейшем следует их от этого отучать. Необходимо объяснять, что можно говорить, а чего нет. Более того, сама речь должна обретать четкий смысл, слова должны органично вплетаться в фразы и соответствовать смыслу высказывания. При этом старайтесь не допускать односложных ответов от ребенка, если он говорит да или другие простые ответы, никакого развития от такого диалога не будет. Чтобы такого не было, следует задавать интересные вопросы, поддерживать беседу, тогда ребенок будет много говорить, а вам останется лишь указывать на ошибки и корректировать ход беседы. Кроме того, после 2,5-3 лет необходимо начинать регулярные беседы на сообразительность. Тут самое главное правильно организовать беседу, чтобы она была интересна ребенку, и он не уставал. Например, можете подбирать синонимы или схожие вещи, развивая ассоциативную память. В том случае, если вы задали слишком сложный вопрос и ребенок не может дать ответ, выскажите правильный ответ и объясните, почему это так.
По мере взросления дети говорят все более сложными фразами. К 4 годам следует обучить ребенка понятиям очередности, научить правильно, применять слова потом, сначала, перед. Это можно делать при помощи специальных игровых карточек. Кроме того, ребенок должен хорошо ориентироваться в квартире и знать названия, а также назначения большинства предметов. Будет хорошей идеей устраивать экскурсии по квартире, например, прося ребенка показать, где лежат его любимые игрушки или что у нас есть на кухне. Прогулки следует разбавлять логическими играми, пусть ребенок опишет, что он видит, а вы активно поддерживайте разговор наводящими вопросами. Например, спрашивайте, что растет в лесу или кто сидит на ветке, если вы отправились в прогулку по лесу. Ребенку это будет интересно, он получит неплохую разговорную практику и будет развивать ассоциативное мышление. Другое, чему следует обучать, это ассоциативному ряду, например, активно спрашивайте, что находится в кастрюле или кто приходит в поликлинику. Причем делайте упор на такие вещи, где возможно несколько вариантов ответа, например в кастрюле может быть каша, суп или бульон, а в поликлинике врачи и больные. Такие упражнения хорошо развивают мышления вашего ребенка.