Продолжаем публиковать отрывки из книг Ольги Маховской, на этот раз тема посвящена воспитательным стратегиям при выборе детсадов, школ и воспитателей, а название книги — «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».
Воспитательные стратегии: Романтик, Фанатик, Реалист
Идет активный выбор детских садов и школ для детей. Многие понимают, что от того, кто окажется с детьми, зависит их эмоциональное благополучие.
Можно выделить несколько типов педагогов, о чем следует знать современному родителю, потому что и родителей можно классифицировать в таком же духе. Есть теория личности, ее автор Эрик Берн, которая утверждает, что в каждом из нас живут три человека – Ребенок, Родитель и Взрослый. Развивая этот подход, я пришла к выводу, что в зависимости от типа личности, всех нас можно поделить на Романтиков, Реалистов и Фанатиков.
Романтик (Ребенок) – увлечен планированием прекрасного будущего, уверен в том, что самые заманчивые и невероятные истории как раз и составляют соль жизни. Романтиков, как и детей, отличает высокий энтузиазм, хорошее настроение, широкие интересы и готовность действовать немедленно. Они любят играть и творить, обожают путешествовать, попадать в истории. Их притягивает все новое, оригинальное, и, наоборот, традиция навевает скуку. Педагог-романтик занят постоянным поиском. В каком-то смысле педагогическая деятельность для него – это продолжение детства, возможность жить, подчиняясь своим интересам. Романтики от педагогики проводят массу времени с детьми. Все, что происходит с детьми, кажется им важным, интересным и достойным поддержки. Они любят учить и учиться. Они не прочь пошутить, в том числе и над собой, например, в рамках КВН. То, что раздражает педагога-романтика, это детсадовская или школьная рутина, необходимость планировать уроки, придерживаться форматов, планов, принципов. Как и ученики, педагоги ждут не дождутся каникул, но не для того, чтобы отдохнуть от детей, а для того, чтобы заняться с ними чем-то по-настоящему интересным! Вам повезло, если ребенок попал в класс к такому учителю, потому что только такие романтики могут вдохновить детей на подвиги, открытия, а также чрезвычайно расширить их кругозор. Впрочем, родитель, который редко приходит в школу, может никогда не узнать, какой шанс выпал его ребенку. Тем более, что педагог-романтик искренне в большей мере занят детьми, и не очень печется о родителях. И еще: если ваш ребенок, как бы это сказать, не совсем ребенок в стереотипном смысле, например, его интересуют вещи, которые трудно разделить со сверстниками и превратить в коллективную игру, педагог-романтик будет его раздражать и даже мешать. Если у вашего мальчика или девочки склонности к рисованию, физике, воздухоплаванию, и это почти сакральная область, есть риск того, что он выпадет из группы, педагогического процесса в целом. Важно, чтобы вы сами, как лицо в воспитании главное и ответственное, не пропустили новость, помогли ребенку сформировать профессиональные интересы. Ведь известно, что для одних важно дело, для других – отношения с другими людьми.
Реалист (Родитель) — педагог, у которого тоже есть мечты, но во-первых, их не так много, как у Романтика, во-вторых, они более устойчивы, можно сказать, что они носят характер принципов. Один из них: школа без семьи не сможет воспитать хорошего человека. Именно такие учителя и воспитатели вызывают родителей для бесед, интересуются семейной ситуацией своих учеников, привлекают родителей к волонтерским работам. Реалист успокоится тогда, когда все ингредиенты успешного педагогического процесса налицо: дети, родители, учителя в контакте и всегда готовы друг друга поддержать. Реалист всегда помнит, что любые педагогические новации хороши, если они формируют интерес к предмету. Но при этом не нужно забывать о классике: наши дети не должны знать меньше, чем мы, а мы получили неплохое среднее образование. Открытым считает реалист вопрос о степень близости и неформальности отношений с учениками. Все-таки учитель более опытный человек, ответственность за образование детей лежит на нем, поэтому он и должен быть лидером. В профессии Реалисты ценят опыт и компетентность, то есть профессиональные качества и общую интеллигентность. Для Реалиста воспитание – марафон, каждый этап которого может складываться по-разному. Он уже видел, что ученики, которые подавали надежды и отличались яркостью таланта, вдруг теряют интерес на выходе из школы, и напротив, те, кто ничем не отличался, вдруг заняли крепкое положение и стали вполне счастливыми людьми. Жизнь – лучший советчик и высший мудрец.
Фанатик (Взрослый) – это педагог, который ориентируется на самые высокие стандарты педагогической работы. Фанатом мы можем его назвать в том случае, если личная жизнь целиком подчинена профессии. В более мягком варианте он просто консерватор, который чтит правила, требования и традиции. Он – своего рода постовой на страже общественных требований, ведь помимо работы с детьми и родителями, школа выполняет высокую социальную миссию по воспитанию нового поколения граждан. Фанатик верно служит педагогическому делу, он почти никогда не пропускает уроки, потому что является сторонником строгой дисциплины и иерархии в отношениях с учениками. Есть мнение, что фанатики отрабатывают свои комплексы, стремление властвовать хотя бы над детьми. Но в таком отчаянном виде мы можем редко встретить людей, которые бы задержались в школе, особенно, в сегодняшней, когда ученики просто не будут терпеть откровенное, любой ценой доминирование над ними. Фанатик-педагог будет равняться на передовиков, педагогов-новаторов, и, не исключено, скоро станет завучем, директором, или пойдет работать в районо, с бумагами, циркулярами. Фанатиков своего дела мы можем видеть среди старой гвардии. Например, нашумевший случай в Иркутске с дракой между старой учительницей физкультуры и учениками, как раз обнажил конфликт между поколением перестройки и поколением военных сирот. Старая учительница дралась не жизнь, а на смерть и готова была пойти до конца. Она не готова была только уйти с работы, без которой не мыслила жизни. Очевидно, что работа педагога создает ощущение очень высокой востребованности и со временем может превратиться в психо-эмоциональную зависимость от общения с учениками, даже если это общение носит негативный характер. Не случайно, отпуск у учителей больше, чем у представителей других профессий.
Говоря о фанатиках, хочу предупредить, что установить контакт с таким учителем можно только в режиме поклонения или подчинения. Вам не удастся выступить в качестве адвоката своего ребенка. Схватка может быть тяжелой и окончиться тем, что вы просто вынуждены будете забрать ребенка из школы.
Положительная роль учителей-фанатов в том, что они хранят педагогические и общественные традиции. И в крайнем варианте они играют не столько консервативную, сколько реакционную роль, нужно понимать, что как в природе, так и в коллективах должен соблюдаться баланс – результат суммарных усилий и взаимодействия педагогов разных типов.
Какова ваша воспитательная стратегия?
Чтобы понять, какова ваша воспитательная стратегия, достаточно выбрать только один из предлагаемых ответов в таблице ниже:
Если большинство ваших ответов А – вы романтик (индиго-родитель), если Б – реалист, В – фанатик.
I. Для того, чтобы дети стали счастливыми, важно с ними: | ||
1. | Строить планы на будущее, мечтать. | А |
2. | Учить их, как себя вести в новых ситуациях. | Б |
3 | Общаться, обсуждать то, что ему интересно. | Б |
4 | Играть в ролевые игры. | В |
5 | Творить – рисовать, лепить, танцевать, придумывать сказки. | А |
6 | Анализировать поведение других людей. | В |
II. Счастье – это: | ||
1 | Сказка | А |
2 | Надежда | А |
3. | Развитие | Б |
4. | Общение | Б |
5. | Понимание | В |
6. | Верность принципам | В |
III. Ребенок счастлив, когда: | ||
1. | Его прижимают, обнимают | Б |
2. | Читают и разыгрывают сказки | В |
3. | Говорят, как его любят | А |
4. | С ним играют | Б |
5. | Угощают чем-то вкусным | А |
6 | Водят в детский сад | В |
IV. В группе (классе) главное: | ||
1. | Хорошая, теплая атмосфера | Б |
2. | Санитарное состояние, низкий уровень заболеваний. | В |
3. | Интересная программа занятий | А |
4. | Соблюдение режимных моментов. | В |
5. | Двусторонний контакт с родителем. | Б |
6. | Постоянное введение новых игр и занятий. | А |
V. Педагоги моих детей — | ||
1. | Гарант их хорошего воспитания. | В |
2. | Источник любви | А |
3. | Мои помощники и соратники | Б |
4. | Не снимают с меня ответственности за воспитание ребенка | Б |
5. | Авторитет для моего ребенка | В |
6. | Определяют, будет ли мой ребенок счастлив | А |
VI. Основной мотив воспитателя: | ||
1. |
Процесс игры и занятий с детьми | А |
2. | Общение с ребенком | Б |
3. | Контроль над детьми | В |
4. | Весь ансамбль воспитателей | Б |
5. | Следование правилам и принципам педагогики | В |
6. | Радость наблюдать, как изменяется маленький человек | А |
Первый отрывок из книги «Непослушный ребенок: перезагрузка» — Мой ребенок не любит читать. Как мотивировать ребенка читать?