Ребенок — это тоже люди со своим восприятием мира. И это восприятие нужно беречь и тщательно развивать, не позволяя себе подгонять своего ребенка «под общий знаменатель». Важная роль в этом серьезном деле принадлежит правильно подобранным игрушкам.
Иногда взрослые люди, впадая в умиление при виде мирно воркующего грудничка или красивой озорной кудрявой девчушки лет пяти, забывают, что дети — это тоже люди со своим восприятием мира. И это восприятие нужно беречь и тщательно развивать, не позволяя себе подгонять своего ребенка «под общий знаменатель». Это во времена Страны Советов на индивидуальность личности, как вспоминают наши родители, не обращали внимания. Более того, она была под своеобразным негласным запретом, в то время как «массовость» и стандартность воспринимались как добродетель.
Огромная роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит игрушкам. Это понимали издавна, хорошо осознают и сейчас прогрессивные педагоги и родители, которые могут дать ребенку прекрасную возможность участвовать в игре, научиться добру и состраданию, понять и в полной мере оценить великую роль любви в человеческом обществе.
Игрушки и индивидуальное восприятие мира
Отголоски старого, советско-коллективистского понимания методов воспитания сохранились и сегодня в виде стремления некоторых молодых людей быть «как все». Но наиболее дальновидные родители понимают, что только хорошо развитые личности могут занять достойное место в жизни. А потому воспитанию индивидуальности своего ребенка придают особенное значение. Но как именно развить в малыше личностное восприятие мира?
Вернее, вопрос должен быть поставлен иначе. Каждый маленький человек воспринимает мир по-своему. Ему же не приходилось еще вращаться в детском «коллективе», где все должны даже думать одинаково. А потому нужно не «прививать» ему эту самую индивидуальность, а приложить все усилия для сохранения чисто детской непосредственности в восприятии окружающего.
Роль игры и игрушек в воспитании
Детские игры и игрушки имеют огромное воспитательное значение. С ними связаны:
- познание мира и его устройства;
- знакомство с различными ролями в общественной деятельности и жизни;
- поиск своего места на «мировой сцене»;
- начатки профессиональной ориентации;
- знакомство с правилами безопасности в общении и так далее.
Весьма интересны для детей «профессиональные» игрушки – вроде небольшого, но стильного и функционального электромобиля, возможно, радиоуправляемого. Мало того, что ребенок будет в восторге от такого подарка. Он вполне естественным образом (если взрослые будут направлять его), будет знакомиться с правилами дорожного движения и основами безопасного вождения автомобиля. И неважно, что это пока только детская машинка, она и выглядит как солидная иномарка, и хорошо слушается органов управления.
Как раз на фоне этого увлечения можно, например, организовать игру в службу такси или предпринять далекое «путешествие» с совместной подготовкой, включающей разработку маршрута и технический осмотр транспортного средства. В этом случае индивидуальность будет проявляться уже в зачатках социальной и профессиональной активности ребенка, в отличие от повсеместно принятого отношения к детям как к объектам воспитания.