Рассмотрим некоторые особенности развития детей, которые могут влиять на поведение маленького ребенка.
Своеобразие мыслительных функций (конкретность и образность мышления, неумение абстрагировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы), преобладание чувства над разумом, импульсивность, недостаточная способность к волевым усилиям, к самоконтролю, склонность к подражанию, стремление к самостоятельности, жажда открытий — все это непременные спутники дошкольного детства. И если не принимать их во внимание, то трудно дать правильную оценку мотивам тех или иных детских поступков.
Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. Особенно это относится к самым маленьким. Малышу говорят: «Подожди до завтра» или «Пойдем в гости на следующей неделе». А он не понимает, почему обещанное нельзя выполнить немедленно, и настаивает, капризничает. Взрослые раздражаются. Оказывается, они не понимают друг друга.
Чтобы выполнить требование взрослого, ребенок должен ясно представлять себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата.
Часто детям говорят: «Берегите игрушки», «Ведите себя примерно», «Будьте вежливыми»… Но ребенку трудно уяснить, что заключено в столь обширных и абстрактных понятиях, и; внимательно выслушав взрослого, он продолжает разбрасывать куклы, забывает здороваться, благодарить, вопреки запрету ссорится и затевает возню со сверстниками.
Не случайно в детском саду воспитатель, когда дает задание малышам, называет каждого в — отдельности: «И Вера, и Вова, и Рита — все будут убирать игрушки». Ведь указание, обращенное ко всем детям, ребенок не всегда может отнести к самому себе, так как он мыслит конкретно. «Ребенок не может думать как большой… Недостаток знаний и опыта заставляет его мыслить иначе»
Иногда взрослые склонны читать детям нравоучения, забывая о том, что «ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно».
Даже если ребенок понял, что им недовольны, для него и тогда указания, услышанные от взрослых, не станут руководством к действию: в силу своих мыслительных способностей он не всегда может соотнести уже известные ему требования с новой или даже аналогичной ситуацией.
Нельзя забывать и еще об одной особенности — о пробуждающемся у ребенка самолюбии. Так, например, пятилетние дети остро чувствуют насмешку, иронию, пренебрежительное к себе отношение и часто бурно реагируют на это — капризничают, упрямятся, не подчиняются требованиям взрослых. Особенно болезненно воспринимают дети малейшую несправедливость, физические наказания.
Ребенок по своей природе любознателен. Его стремление познавать часто доставляет беспокойство взрослым: малыш «нечаянно» испортил дедушкин футляр для очков, чтобы узнать, режется ли он ножницами, сломал заводную игрушку — надо ведь выяснить, почему она двигается!
Взрослые, не вникнув в суть поступков познающего мир дошкольника, могут расценить его действия как злонамеренные. Надо создать ребенку условия для накапливания жизненного опыта, но не стихийного, а целенаправленного, тем самым предвосхищая «рождение» нежелательных экспериментов. Заставьте ребенка сидеть — он очень скоро устанет; лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать; но он резвится и двигается целый день, переменяет и перемежает все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день»’.
Неправильно поступают те воспитатели и родители, которые, желая успокоить расшалившегося ребенка, заставляют его подолгу сидеть на стуле. Утомившись от бездействия, малыш с удвоенной энергией начинает шалить, так как его организм нуждается в двигательной разрядке.
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?
В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель. «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит».
Действительно ли ребенок устал? Чем объяснить такую особенность детского организма — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?
Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т. п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.
Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию.
Дошкольнику еще недостает жизненного опыта, чтобы правильно оценить, что заслуживает одобрения, а что подлежит осуждению. В то же время ребенок совершенно уверен: все, что делают взрослые, достойно подражания (ведь ему так хочется быть большим и похожим на близких, на воспитателя).
… Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепы-вает ее и раздраженно приговаривает:
— Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!
Воспитатель, заметив это, подсказывает ребенку:
— Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.
Но девочка возражает:
— А мама всегда так делает, когда Аленка долго не засыпает.
Очень рано у детей начинает появляться тяга к самостоятельности. Желание самостоятельно действовать в сочетании с подражательностью и неумением оценить свои силы и возможности иногда могут явиться невольными причинами детского поступка, который оценивается взрослыми как озорство.
Малыш «забивает» гвозди, как папа, выбрав при этом самое видное место в стене, «вытирает» пыль, как мама, но разбивает вазочку. Движения у маленького ребенка еще медлительны, неловки, и потому он роняет, проливает, делает «не так». Все это требует от взрослого терпения, умения вовремя помочь, показать.
Также следует помнить и о том, что любое ограничение детской активности и самостоятельности может вызвать у ребенка протест, желание настоять на своем. Ошибочно в этом случае расценивать детское поведение как каприз или упрямство.
Исследования психологов и педагогов показывают, что в жизни дошкольников огромную роль играют чувства.
Маленький ребенок на все реагирует быстро, непосредственно и очень эмоционально. Однако его эмоции еще не подчиняются ни разуму, ни воле. Страх, гнев, радость, жалость часто становятся движущей силой его поступков.
Малыш скандалит, когда его уводят во время игры домой, отвечает капризами на запрещение отнимать игрушки у других детей и т. д. Чувства, преобладающие над разумом, не позволили ему быть беспристрастным судьей собственного поступка.
Чем же объясняется детская импульсивность? У ребенка нервная система еще не сформирована, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Вот почему дети иногда поступают даже вопреки здравому смыслу: они во власти собственных желаний и настроений. Малыш может горько плакать, потеряв своего любимого оловянного солдатика, и радоваться, отняв игрушку у другого ребенка. Он еще не может понять, что обидел товарища. Кроме того, ребенку не известны многие этические нормы да и представления о хорошем и дурном. Лишь по мере расширения нравственного кругозора, накапливания жизненного опыта к детям приходит умение соотносить свои действия с известными правилами поведения. Появляются эмоциональное отношение к тому, что раньше их не трогало, правильное восприятие того, что было непонятным, недоступным.
Помимо возрастных и психологических особенностей, нельзя не учитывать и темперамента, которым наделен ребенок от рождения. В зависимости от характера нервной деятельности существует несколько типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Ребенок-сангвиник довольно уравновешен, в меру живой, активный, ему присущ положительный, эмоциональный тонус, при правильном воспитании он не склонен к капризам. С холерическим темпераментом дети обычно безудержны в своих проявлениях, и если взрослые не учитывают этой особенности, то с трудом можно добиться послушания. Флегматик спокоен, даже заторможен, что проявляется не только в замедленности психических реакций, но и в моторике. Он нетороплив, все делает медленно, обстоятельно, на распоряжения взрослых не может реагировать моментально, что нередко становится причиной их недовольства. Ребенок с меланхолическим темпераментом эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, так как очень остро и даже преувеличенно воспринимает малейшую обиду.
Было бы совершенно неправильным считать тот или иной темперамент хорошим или плохим. Все зависит от правильного воспитания. Для этого взрослые должны учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей. Дошкольный период — пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. И те проявления, которые присущи малышам 2—3 лет, нельзя отнести к дошкольнику 6—7 лет.
Чем старше ребенок, тем осознаннее он в своих проявлениях. Если поведение малыша в большей мере зависит от его чувств, то старший дошкольник в какой-то степени уже обрел элементарную способность к самоконтролю, его жизненный опыт обогатился, он знает многие правила поведения и благодаря развивающимся волевым процессам может и должен сдерживать свои желания. Старшие дети уже способны не только выполнять требования взрослого, но и заставить себя делать то, что необходимо.