Для развития зрения ребенка прежде всего необходимо, чтобы его кровать стояла в хорошо освещенной части комнаты.
Общий источник освещения (окно или лампа) должен находиться сзади так, чтобы свет не падал сбоку или прямо в лицо ребенка, но отражался от предметов, находящихся в поле его зрения. При неправильном расположении источника освещения ребенок обращает к нему взор, его движения при этом задерживаются, и он по нескольку минут лежит неподвижно, устремив глаза к свету.
Это вредно для зрения и мешает ребенку научиться фиксировать взгляд на окружающих его предметах. Кроме того, в тех случаях, когда источник света находится сбоку от кровати (что нередко бывает) и ребенок подолгу лежит, повернув голову в одну сторону, у него может образоваться некоторое уплощение головы с этой стороны.
Для развития умений фиксировать взор на неподвижных предметах и лицах людей и переводить взор вслед за передвигающимися, ребенку надо предоставлять соответствующие игрушки и часто, подолгу разговаривать с ним.
Чем меньше возраст ребенка, чем менее развиты его зрительные реакции, тем более яркой, красочной, крупной, хорошо освещенной должна быть игрушка для того, чтобы она привлекла его взор, а в несколько более старшем возрасте и порадовала.
До 2,5-3 месяцев ребенок не тянется руками к игрушке, не стремится ее взять, а только смотрит на нее, поэтому нет никакой необходимости вешать ее низко. Кроме того, ребенок рождается дальнозорким, и, чтобы он не перенапрягал зрение, глядя на игрушку (это может повести к косоглазию), надо ее подвешивать высоко, в 50-70 см от его груди.
Маленькому ребенку самому трудно отыскать игрушку взглядом, а если он ее найдет, то рассматривает недолго. Поэтому, для того чтобы привлечь его взор к игрушке, надо несколько изменять ее положение: немного приподнять или опустить, приблизить к лицу или отдалить, качнуть ее, причем делать это иногда приходится и повторно.
С трех-, четырехнедельного возраста ребенок чаще и на более длительное время останавливает сбой взор на предметах и лицах и лучше прослеживает передвигающиеся. В то время как он сосредоточивается на игрушке или на лице взрослого, его движения затормаживаются.
К концу второго месяца жизни младенец уже хорошо следит за всем окружающим. К трем месяцам он может, не отрываясь, проследить взглядом за взрослым, который обходит его кроватку или удаляется от нее на 2-4 м.
Со второго месяца жизни ребенок постепенно учится сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, а также следить за передвигающимися, когда лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Несмотря на то что, лежа на спине, он уже научился фиксировать взглядом предметы, находящиеся на близком от него расстоянии, при вертикальном положении корпуса ему это удается не сразу.
Вначале он не смотрит в лицо матери или отца, которые держат его на руках и разговаривают с ним, отворачивается и глядит на другого взрослого, находящегося на более далеком от него расстоянии. Но постепенно он научится фиксировать взгляд и на взрослом, который держит его на руках.
Развитие зрительных реакций малыша происходит главным образом в то время, когда он смотрит на лицо разговаривающего с ним взрослого.
Некоторые думают, что младенцу первого-второго месяцев жизни безразлично, разговаривают с ним или нет. Такое мнение неправильно. Частое ласковое «общение» окружающих с ребенком необходимо для него. В это время у ребенка развивается зрение, слух, пробуждается чувство радости. Но об этом мы скажем ниже.
Двух-, трехмесячный ребенок во время бодрствования в основном занят тем, что следит взглядом за окружающими его людьми и сосредоточенно смотрит на привлекшие его внимание предметы. Когда ребенку не на что смотреть, он переводит глаза из стороны в сторону, словно ищет, на что бы ему посмотреть.
Он уже реагирует на некоторые цвета. Если одна игрушка перестала привлекать внимание ребенка, замените ее другой, и вы легко убедитесь, что он заметил произошедшую перемену, так как внимательно рассматривает новую игрушку.
Такое рассматривание — это первый вид самостоятельной деятельности ребенка, требующий лишь небольшого участия окружающих, взрослых. Оно содействует развитию внимания у малыша и очень полезно для него еще и в другом отношении: зрительные впечатления в большой мере поддерживают активное бодрствование и содействуют хорошему настроению ребенка.
Находясь в хорошо освещенной части комнаты, он бывает более спокоен, чем если место, где он находится в промежутках между сном, освещено слабо.
Постепенно ребенок начинает различать и узнавать некоторые предметы и лица. Ребенок третьего месяца жизни при виде груди матери подтягивает голову и старается захватить губами сосок. Если же он получал пищу из бутылочки, то при виде ее подтягивает голову или начинает производить сосательные движения. К трем месяцам некоторые дети больше радуются матери или кому-либо из близких, кто обычно ухаживает за ними, нежели малознакомым лицам. Это свидетельствует о том, что они узнают и выделяют этих людей.
Зрительные воздействия в большой мере влияют на развитие общих движений ребенка: для того чтобы не потерять из виду привлекший его внимание предмет, ребенок старается сохранить трудную для его возраста позу; если же предмет передвигается, ребенок не только переводит вслед за ним глаза, но и поворачивает в соответствующую сторону голову, а в более старшем возрасте старается повернуться и всем телом.