Музыкальные звуки, как мы знаем, различаются между собой по высоте звучания. Расстояние между двумя звуками по высоте называется интервалом.
Вспомните песню Н. Потоловского «Охотник» (пример 1). В этой песне напев (или мелодия) с каждой ступени движется только на соседнюю с ней, или же мы видим повторение одной и той же ступени.
Сравните ее с попевкой «Прыгал мячик».
В приведенной попевке встречаются различные интервалы: в первых двух тактах интервалы весьма широкие, в 3-м и 4-м тактах они более узкие, а в следующих — еще уже (мелодия движется только на соседние ступени).
Расстояние между звуками является самым узким, когда ступени являются соседними. Вместе с тем между соседними ступенями не все расстояния являются одинаковыми.
Возьмем для примера звукоряд до1 — соль1:
Если мы вслушаемся в каждое соотношение соседних звуков, то заметим, что расстояние между звуками ми — фа является более узким, чем расстояние между звуками до — ре, ре — ми, фа — соль.
Сравните украинскую народную песню «Перстень» с русской народной песней «Во поле береза стояла».
Перстень
Во поле береза стояла
Эти песни очень похожи друг на друга. Обе они построены на пяти звуках (до1 — соль1), в обеих одинаковое количество звуков, одинаковые длительности. Мелодия обеих песен движется только по соседним ступеням. Однако средний звук у них не одинаков: в первой песне это— ми, во второй — — ми-бемоль. Мы отчетливо слышим, что расстояние между звуками фа — ми в первой песне уже, чем расстояние между звуками фа — ми-бемоль во второй. С другой стороны, расстояние между звуками ми — ре в первой песне шире, чем между звуками ми-бемоль — ре во второй песне, хотя ступени во всех случаях являются соседними. Пропойте эти соотношения звуков отдельно и сравните между собой соотношения фа — ми-бемоль, фа — ми, а затем ми — ре и ми-бемоль — ре. Такое соотношение, как ми — фа, и ми-бемоль — ре, является самым близким, оно называется полутоном. Между звуками фа — ми-бемоль, ми — ре, расстояние более широкое, оно называется целым тоном.
Полутон представляет собой самое узкое расстояние между двумя звуками в европейской музыке (в музыке некоторых восточных народов используются расстояния и уже полутона). Целый тон в два раза шире полутона.
Между основными ступенями звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до) заключено 2 полутона и 5 целых тонов. Полутоны находятся между звуками ми — фа и си — до. Между остальными соседними звуками интервалы равны целому тону.
Эти соотношения очень наглядно отражены на фортепианной клавиатуре.
Под изображением клавиатуры выписаны звуки гаммы До-мажор и указаны соотношения между ними.
Как видно из рисунка, целый тон заключается между теми основными ступенями звукоряда, между которыми на клавиатуре есть черная клавиша. Если между ступенями черной клавиши нет, между ними заключен полутон. Смотря на клавиатуру фортепиано или представляя ее себе в уме, мы легко можем определить, какое соотношение существует между теми или иными звуками.
Соотношения ступеней в гамме До-мажор являются такими же, как в любой мажорной гамме. Таким образом, порядок расположения тонов и полутонов в мажорной гамме является следующим:
Один комментарий на “§9 — Тон и полутон. Построение мажорной гаммы.”
Комментарии закрыты.
Lecha-VAX
02/03/2016 в 0:26
Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.