В песнях звуки отличаются один от другого по характеру звучания. Некоторые звучат спокойно, завершенно, устойчиво. На них естественно заканчивается мелодия. Другие звучат неустойчиво. Когда мелодия останавливается на неустойчивом звуке, го у нас всегда возникает желание этот звук перевести или, как говорят, «разрешить» в устойчивый.
Разберемся в этом на примере песни З. Компанейца «На зарядку». Возьмем начало этой песни:
Если мы попытаемся останавливаться на разных звуках этой песни, то почувствуем различный характер их звучания. Остановившись, например, на звуке ре (7-й такт), мы ощущаем явно неустойчивый его характер. Этот звук нам хочется перевести в звук до.
В противоположность звуку ре на звуке до можно спокойно остановиться, он звучит устойчиво.
Останавливаясь на звуках фа, ля, мы ощущаем, что они звучат также неустойчиво. У нас возникает желание перевести их в другие звуки, более устойчивые, фа — в ми, ля — в соль. Однако звуки ми и соль не оставляют ощущения полной устойчивости. Они сами стремятся к разрешению в звук до, который в данной песне является самым устойчивым.
Таким образом, в песне «На зарядку» есть один наиболее устойчивый, опорный звук — до. Остальные звуки либо относительно устойчивы (ми и соль), либо ярко неустойчивы (ре, фа, ля, а также и си).
Главный устойчивый звук есть в каждой песне. Как увидим дальше, этим звуком не обязательно является до, им может быть любой звук.
Таким образом, звуки в песне зависят друг от друга, они особым образом связаны между собой, слажены. Организация звуков, в которой неустойчивые звуки тяготеют к устойчивым, называется ладом.
Самый устойчивый звук лада называется тоникой. В песне «На зарядку» тоникой является звук до.
Различных ладов существует довольно много. Все приведенные до сих пор песни («Про Петю», «Ах, улица, улица», «На зарядку» и т. д.) написаны в мажорном ладу.