Темп развития речи у различных детей не одинаков: одни начинают говорить раньше, другие позднее. Это в значительной степени зависит от окружающих ребенка взрослых. Если ребенок будет предоставлен сам себе, если взрослые не будут активно, продуманно содействовать развитию его речи, она развивается медленно. Однако здесь могут проявляться и индивидуальные различия детей.
Слова, связанные с повседневной жизнью ребенка, которые он слышит ежедневно, быстро запоминаются им. Он хорошо знает имена всех близких ему людей, названия частей лица, тела, названия одежды, мебели, пищи. Следует использовать каждый удобный случай для развития речи ребенка.
Например, его спрашивают: «Кто пришел?»; одевая, задают вопросы: «Что я надену Вовочке?», «А это что?»; показывая куклу: «Где у Кати глазки?», «А где носик?». Если же малыш затрудняется назвать что-либо, взрослый называет сам, побуждая ребенка повторить за ним. Так, слова, связанные с повседневной жизнью ребенка, с его игрой, повторяются им путем подражания и запоминаются.
Одна мать с огорчением рассказывала, что ее маленький сынишка называет всех близких, и ее в том числе, по имени, упорно не желая говорить ей «мама». Оказалось, что молодую мать никто в доме мамой не называл, все звали ее Катюша. Откуда же ребенок мог слышать слово «мама»? Надо, чтобы взрослые члены семьи, когда мать входит в комнату и ребенок улыбается ей, тянется к ней, спрашивали: «Кто пришел?», и отвечали: «Мама».
Хорошо запоминает и легко повторяет ребенок слова, обозначающие то, что его особенно поразило, заинтересовало. Вот увидел ребенок автомобиль, он гудит, движется; по выражению лица малыша видно, что он очень заинтересован. Тут-то и надо сказать ему, что это «автомобиль». Маленькие дети всегда обращают внимание на домашних животных — собаку, кошку, корову, лошадь, козу, их интересуют птицы, пролетающие бабочки, яркие цветы, и если при этом малыши слышат их названия, они легко запоминают эти названия и, подражая, повторяют.
Когда ребенок только начинает говорить, надо называть предметы так, чтобы ему было легко повторить слова за взрослым. Поэтому можно употреблять звукоподражательные, упрощенные слова: собачка — «ав-ав», больно — «бо-бо».
Здесь иногда возникают сомнения у родителей: а не будет ли это так называемым сюсюканьем, тормозящим развитие речи ребенка? Мы полагаем, что в период, когда ребенок только начинает говорить, следует одновременно с полным словом, обозначающим тот или иной предмет, действие, явление, произносить и более простое, легкое для произношения ребенка слово: «Вот корова, му-му», «Дождь пошел, кап-кап». Ребенок сначала скажет «му-му», а не «корова», это ему легче. Но скоро, подражая взрослому, он произнесет название правильно, сам упростив слово — «коова».
Однако, если дети предпочитают говорить, употребляя только упрощенные слова, родителям не следует это поощрять. Многие родители думают, что такая речь нравится детям. Это неверно; овладев по-настоящему речью, ребенок радуется своему достижению, и его не следует задерживать на более низкой стадии развития.
Все маленькие дети любят приносить свои игрушки, различные предметы и класть их на колени матери, отцу. Игрушка в руках взрослого всегда становится интереснее, оживает. Взрослым следует называть все то, что малыш приносит, и при этом спрашивать: «Что это?» Очень радуются дети такой игре: взрослый спрячет предмет и потом внезапно покажет его и назовет. Это всегда привлекает внимание ребенка, вызывает желание повторить произнесенное слово. «Ку-ку, нет куклы Кати», — говорит взрослый, пряча за спину игрушку, а потом вынув: «Кто это?» — «Катя!»
Иногда ребенок пытается поделиться со взрослыми своими впечатлениями, своими достижениями в игре и при этом что-то лепечет. Надо стараться понять его и выразить четко и ясно то, что хотел сказать ребенок. Это сделает ребенка более общительным, он будет чаще обращаться к взрослым и таким образом лучше овладеет речью. Случается, что ребенок, который уже в состоянии говорить, все же прося что-нибудь, обращаясь к взрослому, использует жесты и мимику, а не слова. Надо побуждать ребенка пользоваться речью.
Приведем пример. …Саше 1 год 5 месяцев. За ужином бабушка посыпала ему хлеб сахаром. Саше понравилось. Увидев сахарницу, он протягивает к ней ручку, показывает на хлеб, делает движения, как бы посыпает его сахаром. Бабушка хорошо поняла, что он хочет, но нарочно делает вид, что не понимает, и спрашивает: «Что дать? Сахару?» — и ждет, чтобы мальчик повторил это слово. Когда ребенок по-своему произносит его — «сахал», бабушка дает ему сахар и при этом говорит: «Сахар».
Создать некоторое затруднение ребенку, отсрочить исполнение его желания полезно: чтобы добиться чего-либо, ребенок мобилизует все свое умение для выражения того, что ему надо.