Во время бодрствования ребенка надо, стараться удовлетворить его потребность в движениях, действиях с предметами, его возросший интерес к окружающему. Если вы не приучили ребенка к рукам, то до семи-восьми месяцев он неплохо играет в кровати или в манеже. Но с этого возраста ни кровать, ни манеж его уже не удовлетворяют.
Поскольку ребенок учится ползать, вставать, стоять, опускаться и переступать, придерживаясь руками за предметы, очень важно создать ему для этого соответствующие условия. Он нуждается в просторе для движений, в разнообразии окружающей его обстановки и поэтому большую часть бодрствования должен проводить на полу.
В зимнее время ребенка приходится оставлять в кровати на те часы, когда взрослые не имеют возможности следить за ним. Самым хорошим временем для игры на полу является второй отрезок бодрствования, примерно с 10 час. 30 мин. до 12-12 час. 30 мин.
Но спускать ребенка на пол надо и в другие часы. Если это не удается в течение всего времени бодрствования, то сразу после кормления ребенка можно посадить в кровать или в манеж, а на пол пустить на вторую часть бодрствования.
Если пол недостаточно теплый, то следует постелить на него предназначенное для этого одеяло и оградить его различными предметами, которые не дают ребенку возможности уйти с огороженного места, а также могут служить ему опорой, когда он встает, стоит, ходит.
Летом в деревне или на даче надо сделать примитивный манеж в тени деревьев. Находясь в таком манеже, ребенок имеет возможность самостоятельно играть, передвигаться и наблюдать за окружающим. В саду он охотнее, чем в комнате, подолгу остается в манеже.
Для игры ребенку надо давать игрушки разнообразной формы: погремушки, колечки, различные пластмассовые и резиновые игрушки, мячи. Надо также давать ему крупные предметы, например мисочку, ведерко, в которые он мог бы класть, а затем вынимать игрушки меньших размеров.
Дети этого возраста очень любят играть посудой: ложками, мисочками, кастрюльками и пр., некоторыми предметами домашнего обихода. Давая детям этим предметы, надо хорошо их вымыть.
Взрослый, предоставив ребенку игрушки и создав другие условия для самостоятельной игры, может вначале немного поиграть с ним. Если же ребенок сосредоточенно занялся игрушкой, лучше не вмешиваться в его игру.
Когда ребенок сам не может встать на ноги или сесть, достать откатившуюся игрушку, положить мелкие предметы в мисочку и т. д., следует ему помочь.
Надо так организовать бодрствование ребенка, чтобы он имел возможность и подвигаться, и сосредоточенно позаниматься игрушками, и понаблюдать за окружающим. Для этого располагают определенным образом игрушки, изменяют положение ребенка, побуждают его к разным видам деятельности.
Когда вы заметите, что ребенку надоело играть одному, можно провести с ним то или другое занятие. Усложняя игру ребенка, надо показать ему, как вынимать и складывать игрушки в мисочку или коробку, катать мяч и пр. Можно также проводить описанные выше веселые игры «ладушки», «до свидания», «прятки» и др.
Как уже говорилось, следует называть окружающих ребенка людей, предметы, животных, используя для этого те моменты, когда они привлекли к себе его внимание, или специально показывать их ему и называть.
В восемь — десять месяцев следует побуждать ребенка повторять за взрослым различные слоги «ма-ма», «баба» и др.
Месяцев с девяти ребенка можно упражнять в умении переступать, поддерживая его за обе руки. Несмотря на то, что ребенок обычно это очень любит, водить его надо немного, чтобы он не переутомился.
Все эти радующие ребенка и развивающие его игры надо чередовать с самостоятельной игрой малыша.
Итак, к девяти-десяти месяцам ребенок с большим интересом наблюдает за всем, что его окружает. Он звонким смехом отвечает на заигрывание с ним, звуками стремится привлечь к себе внимание, понимает отдельные слова и радостно выполняет понятные ему просьбы.
Ребенок проявляет некоторую настойчивость, стремясь выполнить какое-либо новое движение, достать что-нибудь. Со всеми игрушками он занимается примерно одинаково: рассматривает, перекладывает из руки в руку, размахивает, постукивает, сосет, бросает. Вслед за взрослым некоторые игрушки и предметы он начинает использовать по назначению: мячи катает, мелкие игрушки вынимает из коробки, мисочки, а затем складывает обратно, в дырочку засовывает пальчик или палочку и пр. Он много радостно двигается, ползает, ходит, держась за опору, свободно меняет позы: садится, ложится, встает на ноги, придерживаясь за предметы руками, опускается. Если вы создали ребенку необходимые для игры условия, он может длительное время играть самостоятельно.