С пятимесячного, шестимесячного возраста можно развивать у ребенка понимание речи. Первое понимание ребенком произносимых окружающими слов проявляется в том, что на вопрос, где тот или иной хорошо знакомый малышу человек или предмет, он поворачивается в соответствующую сторону и находит взглядом называемый предмет или человека.
В этом возрасте он может выполнять по просьбе взрослых некоторые простые разученные движения: «помаши ручкой», «дай ручку» или те движения, которые он многократно выполняет в течение дня: «садись», «ложись» и др.
Понимание речи окружающих имеет большое значение для общего развития ребенка. По мере того как ребенок начинает понимать все большее количество слов и различать интонации голоса, становится все легче организовать его деятельность.
Между ребенком и взрослым устанавливаются более сложные взаимоотношения. Теперь ребенок не только радуется обращенной к нему речи взрослого, но старается понять, различить, что собственно взрослый ему говорит и что ждет от него, и если поймет, то всегда с радостью это выполняет.
Развитие понимания речи окружающих предшествует развитию речи самого ребенка. Вслушиваясь в слова, он учится более тонко различать составляющие их звуки, а знание того, как называются определенные предметы, содействует лучшему их выделению из окружающего.
Для развития понимания речи необходимо называть, во-первых, все то, что вы проделываете с ребенком, во-вторых, все, что привлекает его внимание; кроме того, хорошо научить его выполнять по просьбе взрослого такие движения, как «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и др.
С ребенком этого возраста следует разговаривать короткими, простыми фразами, подчеркивая интонацией наиболее значимые слова. Обратившись к малышу, надо выждать немного, не выполнит ли он просьбу, и только в том случае, если ребенок не понял, что ему сказано, взрослый помогает ему выполнить требуемое.
Например, укладывая ребенка спать, мама говорит ему: «Ложись, Вовочка, ложись», и, чтобы он лучше понял, похлопывает рукой по подушке. Вскоре он научится понимать это слово. Точно так же, усаживая малыша за столик, ему говорят: «Садись, садись». Если взрослому нужно взять ребенка, то, протягивая к нему руки, он говорит: «Иди ко мне, гулять пойдем» и т. д.
Можно считать, что ребенок понимает определенные слова, если он выполняет просьбу взрослого без всякого дополнительного жеста с его стороны.
Внимание шестимесячного, десятимесячного ребенка привлекает многое. Вот вы зажигаете лампу, ребенок поворачивается к ней. Если при этом вы каждый раз будете спрашивать «где огонек?», то вскоре достаточно будет спросить «где огонек?», чтобы малыш повернулся к лампе и нашел ее взглядом, хотя в этот момент она не зажигается.
Если вы станете спрашивать «где часы?», когда ребенок обращает к ним свой взор, «где телевизор», когда он посмотрит на включенный телевизор, то при соответствующем вопросе он будет находить их взглядом. Правда, вначале, когда ребенок при вопросе взрослого поворачивается в ту сторону, где он обычно видел названный предмет, он еще не связывает слова с этим предметом, а просто выполняет определенное движение.
Когда же он начнет связывать предмет с его названием, то будет настойчиво искать этот предмет взглядом и находить вне зависимости от его местоположения.
Ребенок этого возраста начинает различать по имени окружающих его взрослых и детей. Достаточно его спросить «где мама? папа?», как он быстро поворачивается к названному лицу.
Чтобы ребенок освоил некоторые новые для него движения «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и т, п., надо одновременно учить его выполнять эти движения и называть их. Ребенок слышит слова, видит, как взрослый выполняет движение, и сам начинает его воспроизводить вначале с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Все эти движения, особенно «ладушки», доставляют ребенку большое удовольствие. Научившись «делать ладушки», он часто играет в эту игру, даже когда его не просят.
К девяти-десяти месяцам ребенок понимает уже довольно много слов. Вот что рассказывает мать восьмимесячной Танечки: «Когда я спрашиваю дочку: «Где огонек?», она переводит глаза с выключателя на лампу; «Где дедушка?» — поворачивается и находит взглядом фотографию. На вопросы: «Где папа?», «Где мама?», «Где Зоя?», «Где Сережа?»- быстро поворачивается к названному лицу, если она перед этим его видела. Если же его нет в комнате, она начинает искать глазами, поворачивая голову из стороны в сторону и сильно наклоняясь вперед, вправо, влево. Девочке говорят: «Таня, сделай ладушки»,- начинает похлопывать руками. Личико при этом радостное. «Танечка, до свидания, до свидания!» — поднимает ручку вверх и помахивает ею. «Как Танечка спрячется?»- поднимает к головке пеленку, пряча за ней лицо. «А где у нас Танечка?» — быстро опускает-пеленку, радостно выглядывая из-за нее. «Как позвонить?»,- обращаются к Танюшке, когда при возвращении с прогулки подносят ее к двери квартиры. Таня, хитро улыбаясь, поднимает руку к звонку и кладет пальчики на кнопку звонка. Нажать и позвонить она еще не умеет».
Конечно, не надо слишком усердствовать, развивая у ребенка понимание речи. Но вместе с тем развитие начатков понимания речи является весьма существенной задачей воспитания ребенка данного возраста.
Понимание речи в указанных пределах вполне доступно девятимесячному ребенку, и он, что очень ценно, не только понимает некоторые слова, но с большой радостью и готовностью выполняет понятные ему просьбы взрослого.
Постепенно ребенок начинает все более тонко разбираться в интонациях, что дает возможность в обращении с ним использовать ласковый, радостный тон для поощрения, строгий для запрещения.
Например, девятимесячный Саша долго старался уложить два кубика в коробочку, наконец ему это удалось. Мать радостно говорит: «Вот молодец, как хорошо положил!» Используя строгий тон, вполне возможно у ребенка восьми-девяти месяцев выработать понимание того, что-то или иное делать нельзя. В частности, нельзя допускать, чтобы ребенок этого возраста приучился бить взрослых по лицу, тянуть их за волосы и т. п. Совершенно неправильно некоторые родители сперва принимают эти действия ребенка как милые шутки, а затем не на шутку страдают от них.