В первой половине XX века итальянский педагог и мыслитель Мария Монтессори предложила оригинальную систему педагогического воспитания ребенка. Методика Монтессори строится на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку, ребенок развивается в собственном направлении и ритме.
Эта система была разработана доктором Монтессори для обучения детей, внедрение в практику произошло в 1906 г. Вместе с этим возникла целая философия обучения детей в детских садах и школах. Педагогика Монтессори основана на открытом обучении, в противоположность закрытому, фронтальному преподаванию.
Систему Монтессори иногда называют экспериментальной, что отличает её от классической, идеологической педагогии. Уникальность метода заключается в том, что ребенок косвенно сам определяет ход и направленность обучения. Наблюдения и склонности ребенка становятся определяющими факторами для наставника, выбирающего дидактический материал в определенной ситуации.
Главная идея педагогики Монтессори заключается в предоставлении свободы ребенку в обучении. Индивидуальность и самоценность ребенка является ключевым аспектом этой системы. Дети учатся без принуждения и внешнего вмешательства. Монтессори считала, что наказания и поощрения вредны для определения ориентации ребенка, люди должны учиться, руководствуясь только своей мотивацией. Педагогика Монтессори базируется на потребностях, одаренности и способностях отдельного ребенка. Лучше всего дети учатся, если они сами могут определять способ и ритм учебы.
Классическая методика Монтессори предполагает обучение детей старше трех лет. Однако на сегодняшний день имеется мировой опыт создания монтессори-групп, где занимаются с детьми до трех лет. Но в России пока нет сертифицированных педагогов этой системы для детей до трех лет.
Плюсы системы:
- Ребенок развивается в свойственном только ему темпе и избегает порой не выгодного сравнения со сверстниками.
- Система не предполагает слишком раннего развития, которое чревато срывами и неврозами. Например, Монтессори полагала, что чтению целесообразно научить ребенка лишь в 4-5 лет, а в 8 месяцев, как считал Доман.
- Родителям не рекомендуется поощрять детей за успехи. Увлеченному ребенку похвала не требуется. Это спорный вопрос, но это ограждает ребенка от родительских амбиций.
- Ребенок занимается тем, что ему интересно в данный момент.
- Увлеченный делом ребенок демонстрирует чудеса усидчивости.
Минусы системы:
- Детям-экстравертам в монтессори-группе бывает скучно, они по своему темпераменту расположены к взаимодействию с другими детьми.
- Заведения Монтессори направлены на развитие детей до школы.
- В методике начисто отсутствует термин «соревнование». Каждый человек индивидуален, у каждого свой путь. Однако, порой сравнение своих результатов с другими необходимо, иначе ребенок может остаться на низком уровне развития в определенных областях.