Забота о поддержании хорошего настроения у малыша, о предупреждении капризов, необоснованной требовательности — важная задача при воспитании ребенка раннего возраста. Если ребенок воспитывается правильно, он обычно настроен радостно.
В течение всего времени бодрствования он бывает весел, подвижен. Радость свою ребенок проявляет различно: нередко еще в пять-шесть месяцев, лежа на спине или на животе, оживленно двигается, ударяя ногами и размахивая руками; иногда проявляет радость более сдержанно — только улыбкой.
Месяцев с четырех он начинает громко смеяться. Смех обычно возникает впервые в те моменты, когда взрослый несколько раз приподнимает и опускает ребенка или быстрыми движениями то приближает свое лицо к лицу ребенка, то отдаляет.
Чувство удовольствия или неудовольствия у пятимесячного, шестимесячного ребенка вызывают новые, ранее отсутствовавшие поводы: игры, движения, наблюдение. Ребенок нередко начинает плакать, если никак не может достать привлекшую его внимание игрушку или ему не удается перевернуться на живот; если его часто сажали, проявляет неудовольствие, когда лежит на спине; может заплакать, когда перестает видеть то, за чем он следил; радуется при виде других детей, даже своих сверстников.
Если положить на живот лицом друг к другу двух шестимесячных детей, то они, внимательно смотря один на другого, улыбаются и издают громкие возгласы.
Ребенок выражает недовольство, плачет, когда остается в комнате один. Поэтому, уходя из комнаты, где лежит малыш, взрослый должен дать ему интересные игрушки и затем незаметно уйти.
Возникающие у четырехмесячного, шестимесячного ребенка новые желания, потребности порой неправильно понимаются и удовлетворяются взрослыми, что нередко служит причиной ошибок, допускаемых при его воспитании.
Если любое проявление неудовольствия, особенно крик малыша, пугает родителей и они стремятся немедленно удовлетворить каждое его желание, это ведет к возникновению избалованности, к неправильному развитию. Прежде всего необходимо выяснить, что вызывает у ребенка чувство неудовольствия, следует ли удовлетворить его желание, надо ли помочь ребенку достичь того, к чему он стремится, может ли он добиться этого самостоятельно.
В одном случае надо предоставить его самому себе, в другом — помочь осуществить желаемое, но нередко приходится и переключить внимание ребенка, организовать его игру в другом направлении. Ни в коем случае нельзя подчиняться крику ребенка и допускать, чтобы он привык всего добиваться криком.