Мы уже знаем, что в музыке наиболее широко использованы два лада: мажорный и минорный. В этих ладах создано большинство музы­кальных произведений, в том числе и народных песен.
Каждый лад обладает своими выразительными свойствами и помо­гает композитору передать определенные чувства, мысли, создать опре­деленные музыкальные образы.
Попробуем разобраться в выразительных свойствах мажорного и минорного лада.
Вспомните, как бодро, весело звучит песня «Дуда».

music-1

У этой песни, однако, есть вторая часть, которая звучит более печально:

music-2

Первая часть песни построена в мажорном ладу, вторая — в ми­норном. Перемена лада связана с тем, что радостное настроение пер­вой части («нашел дуду») сменяется печалью, огорчением во второй («потерял дуду»). Радостное настроение в этой песне передается ма­жорным ладом, печальное настроение — минорным.

Сравним еще две похожих друг на друга песни «Галя по садочку ходила» и «Во поле береза стояла»:

ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА (Украинская народная песня)

music-3

ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА (Русская народная песня)

music-4

Песни отличаются друг от друга только одним звуком (в первой песне это — ми, во второй — ми-бемоль). Однако этот звук меняет лад. В первой песне лад является мажорным, во второй минорным. Измене­ние лада влияет на характер мелодии. Минорная песня «Во поле бе­реза. ..» по сравнению с мажорной «Галя по садочку…» звучит более мягко, нежно.

Выше было установлено (§ 11), что композитор передает в музыке свои мысли и чувства при помощи суммы выразительных средств: темпа, динамических нюансов, размера, характера звука и т. д. Среди прочих средств выразительности большую роль играет лад. Как мы ви­дели на примерах, мажорный лад придает произведениям более свет­лый характер, а минорный лад — характер более мягкий.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
5,00 из 5 (1)
11 ноября 2010