В художественном воспитании эстетике быта принадлежит такая же важная роль, как и произведениям искусства. Поэтому большое значение придается оформлению детского сада. Требования к художественному оформлению детского сада определяются педагогической целесообразностью, содержанием воспитательной работы, задачами художественного развития. Эти задачи тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Оформление детского сада должно быть выдержано в современном стиле. Какие же черты отличают современный интерьер?
Стремление к простоте форм, к комфорту и удобству без роскоши за счет продуманности, экономичности решений. Больше света и воздуха — это не только требование гигиены, но и эстетический принцип современного интерьера. При создании интерьера надо учитывать взаимоподчиненность вещей, взаимосвязь между частями убранства жилища.
Художественную сторону оформления помещений детского сада характеризуют гармонические соотношения отдельных элементов, подчинение их целому.
Большое значение в создании гармонии интерьера имеет цвет, но важны не столько те или иные цвета сами по себе, сколько цветовые сочетания. Единству цветового восприятия интерьера помогает распределение цвета в зависимости от размеров окрашенных частей, т. е. большие поверхности (пол, стены, потолок) окрашены в мягкие тона, меньшие площади — в яркие. Особенно большое значение приобретает соотношение цвета стен и пола. Найдя правильное решение этих основных компонентов, значительно легче решать вопросы о цвете более мелких бытовых предметов.
В помещениях, освещенных солнцем, дают холодную цветовую гамму, в северных или затемненных комнатах, наоборот, можно создать иллюзию солнечного света контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубоватый и т. д.). Большое значение имеет и цвет пола. Полы покрываются либо линолеумом, либо специальными материалами, которые окрашиваются в красивые светлые тона, гармонирующие с цветом стен.
Каждая групповая комната может быть решена в разной цветовой гамме.
Стиль архитектуры и декоративного искусства нашего времени во многом определяется свойствами новых материалов. Мебель, выполненная с применением синтетических материалов, часто становится тем основным декоративным элементом, который определяет художественное решение всего помещения. Красивая, чистая поверхность, богатство красочной палитры, разнообразие фактур различных видов пластических масс создают большие возможности для художественных решений; отпадает необходимость в дополнительной отделке и декорировке.
Мебель делается в соответствии с пропорциями тела ребенка-дошкольника — это одно из условий его правильного физического развития. Прямые мягкие линии, гармоническое соотношение частей, простая, четкая конструкция — вот характерные особенности мебели.
Расположение игрушек на большом ковре отнимает много места и не содействует развертыванию игр. Целесообразнее хранить игрушки в стенных шкафах. Все группы игрушек должны располагаться в определенной системе, в соответствии с их назначением. Для этого можно использовать секционные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами, то застекленными, то глухими. Удобно хранить игрушки в специально сделанных каталках, ящиках на колесиках.
При размещении растений в помещении детского сада надо стремиться к гармонии с общим характером интерьера. Не следует перегружать групповые комнаты растениями и цветами, при отборе нужно учитывать их цвет, фактуру, форму и строение. Традесканция, пальма, аспарагус, комнатный виноград, плющ особенно красивы при оформлении помещений: легкие, кружевные, они придают комнатам нарядный, привлекательный вид. Керамика (кашпо, различного вида вазы) хорошо сочетается с зеленью.
Интерьер детского сада не должен быть статичным: нужно время от времени менять расположение мебели, вносить новые детали оформления. При этом условии дети реагируют на окружающую обстановку активно, она радует их и интересует.
Произведения искусства занимают особое место в оформлении детского сада. Они должны быть не только украшением, но и помогать решению воспитательных задач. Групповые комнаты лучше украшать эстампами и печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр. Эстампы и репродукции оформляются под стеклом, но без рамы, простой узкой окантовкой, вешаются на стену без наклона.
В оформлении используется также скульптура малых форм: выразительность человеческих фигурок в сочетании с яркостью колорита делает ее хорошим украшением детского сада.
Из произведений декоративного искусства используются керамические и деревянные изделия, ковры, занавеси. Ткани, употребляемые для занавесей, стали легче, пластичнее, подвижнее.