Осуществление очень важной для всех возрастов задачи - укрепления жизнерадостности - становится все сложнее по мере того, как ребенок растет и развивается. Правда, при правильном воспитании многое доставляет ему удовольствие: он охотно ест, ложится спать; с интересом играет и наблюдает за окружающими; радостно двигается; положительно относится к людям, бывает доволен, когда с ним общаются и играют близкие.
Но чем старше он становится, тем больше возникает у него новых потребностей, желаний; наблюдения, движения, действия с предметами и особенно игры со взрослыми и старшими детьми, сопровождаются более глубокими чувствами. Неудовлетворение желаний, которых у малыша становится все больше, вызывает у него отрицательные чувства, которые бывают сильнее и продолжительнее, чем в более младшем возрасте.
В восемь-девять месяцев некоторые дети начинают по-новому выражать свой протест и недовольство: плача, сильно изгибаются, а иногда даже ложатся, если у них, например, отбирают заинтересовавший их предмет или когда взрослые поступают не так, как им хочется — сажают в кровать, не берут на руки и пр. Родители, замечая это, начинают поговаривать о том, что их ребенок становится капризным.
Но большинство капризов ребенка еще не капризы — это выражение протеста: ребенок занялся интересной для него вещью — ее отобрали; он сосредоточенно играл — игру нарушили; ребенку нравится купаться — его вынимают из ванны; ему нравится ползать по полу — его сажают в кровать и т. д. и т. п.
Чтобы не доставлять ребенку лишних огорчений, не вызывать капризы, родители должны и в этом возрасте ребенка считаться с некоторыми его желаниями, особенно желаниями, связанными с познанием окружающего,- увидеть, услышать, узнать. Эти желания надо всячески укреплять, а не подавлять. Поэтому в тех случаях, когда все же необходимо прекратить игру, занятия ребенка, обязательно надо подготовить его к этому, создать у него положительное отношение к новому виду деятельности, в крайнем случае отвлечь чем-нибудь.
Однако если вы потерпели неудачу и вам не удалось спокойно переключить ребенка на новый вид деятельности, то ни в коем случае не удовлетворяйте его желание, как бы бурно оно ни было выражено. В противном случае ребенок действительно станет капризным, так как привыкнет всего добиваться криком.
Чувства ребенка к окружающим его взрослым и старшим детям различны. Как правило, ему нравится переходить с рук на руки, и он радостно тянется от одного взрослого к другому, когда тот протягивает к нему руки. Если же он не соглашается «пойти» к другому, то тем самым проявляется к нему свое отношение.
Иногда появление незнакомого ребенку человека вызывает у него плач. Для того чтобы изжить этот непонятный страх, надо приучить ребенка к «чужому», хорошенько познакомить с ним, что бывает нетрудно сделать. Установлению хороших отношений содействует, если этот «чужой» сперва издали начинает играть с ребенком в «прятки» или другую игру, а затем покажет ему интересный предмет. Постепенно ребенок привыкает находиться вблизи «чужого», а через некоторое время уже соглашается и посидеть у него на руках.
Ребенок этого возраста понимает уже шутливый тон, поэтому с ним можно затеять веселую игру. Например, если приближаться к ребенку, когда он стоит в своей кроватке, и, хлопая в ладоши, говорить «догоню-догоню», то он начинает удирать с громким смехом, затем вновь приближаться и т. д.
Очень любят дети игру в «прятки», когда взрослый закрывает свое лицо руками и затем опускает их, прячется за дверь или другой предмет, прячется за спину взрослого, на руках у которого находится ребенок, и затем неожиданно показывается ему или же прячется сам ребенок, натягивая на голову пеленку, а затем стаскивая ее.
Нельзя превращать в веселую игру нежелательные или совсем недопустимые действия, когда малыш выбрасывает все из кровати, дергает взрослого за волосы, шлепает его по лицу и т. п.