В повседневной жизни ребенка матери, бабушке приходится иногда заставлять его делать не то, что в данный момент ему хочется и что ему интересно, идти против его желания, например, надо ложиться спать, когда еще хочется гулять, играть.
Нелегко сидеть спокойно, когда мать стрижет ногти, нельзя начать еду со сладкого, надо сначала съесть суп, так хочется катать шарики из хлеба, а этого делать не разрешается и т. п., т. е. ребенок должен выполнять какие-то правила и по требованию взрослого действовать определенным образом или, наоборот, воздерживаться от тех или других действий.
Вот здесь-то и устанавливаются различные отношения со взрослыми (матерью, бабушкой, отцом). В зависимости от их умения ребенок будет либо спокойно относиться к их законным требованиям, охотно им подчиняясь, либо каждое требование будет вызывать его протест, крик, и взрослый вынужден будет применять насилие или идти на поводу у ребенка.
И то и другое формирует его отрицательные отношения со взрослыми.
При правильном воспитании ребенок к двум годам сам ест, пытается надеть штаны, рубашку. Он не умеет еще хорошо и ловко делать это, но при попытках матери или бабушки ему помочь часто заявляет: «Я сам!»
На третьем году жизни в связи с дальнейшим развитием движений ребенка возможности для самостоятельного его участия в одевании, умывании, кормлении значительно увеличиваются, теперь он уже многое может и стремится сделать сам. А поэтому, если его лишают активных действий, он начинает шалить, не слушается, мешает взрослым, и на этой почве часто возникают конфликты между ними и ребенком.
Ребенок, который сам ест, пытается самостоятельно раздеваться, умываться, обычно спокоен, уравновешен во время еды, туалета. Сосредоточенный на своих действиях, он не отвлекается, не шалит, как это бывает, если его кормит, одевает, умывает мать или бабушка. Активное поведение во время еды способствует лучшему аппетиту и усвоению пищи.
Ребенок быстрее и спокойнее засыпает, если сам раздевается и выполняет перед сном несложные обязанности — приносит к кроватке стул, убирает снятую одежду. Эти активные действия, связанные с подготовкой ко сну, создают определенную настроенность, установку на сон. Умения ребенка в возрасте от двух до трех лет, связанные с едой, умыванием, одеванием и другими моментами самообслуживания, настолько уже развиты, что позволяют превращать их в культурно-гигиенические навыки.
Но необходимые культурно-гигиенические привычки создадутся у детей только в том случае, если все взрослые постоянно будут требовать от ребенка выполнения соответствующих правил и своими твердыми указаниями напоминать о необходимости их выполнения.
Надо хорошо помнить, что привычки трехлетнего ребенка очень нестойки и быстро могут исчезнуть, если их ежедневно не закреплять. Стоит, например, в течение 4— 5 дней не последить, мыл ли ребенок руки перед едой — и он перестает их мыть.