На третьем году жизни продолжается быстрое развитие речи ребенка. Словарь его растет с каждым днем. За год он увеличивается в 3—4 раза, достигая 1300— 1500 слов. Ребенок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, и с легкостью запоминает стихи, песни, сказки, хотя он далеко не все понимает из того, что так быстро схватывает.
Например, ребенок говорит: «Возьму на всякий случай сумку», на вопрос матери «на какой случай?», не задумываясь, отвечает: «На голубой»; или ребенок говорит, что он болен, у него грипп и тут же добавляет: «Он в лесу растет». Эти примеры показывают, что ребенок хотя как будто бы и правильно употребляет некоторые выражения, слова и говорит их к месту, но в то же время он их по существу еще не всегда понимает.
В течение дня, почти не умолкая, звенит голосок малыша, он спрашивает, рассказывает, сообщает, оценивает поступки, рассуждает и т. п. Он разговаривает не только с окружающими, но и сам с собой, обозначая словами свои действия, намерения («Сейчас куколку положу спать», «Дом нарисую»). Говорит он и с игрушками — куклой, мишкой, зайкой. Часто он устраивает своеобразную игру: повторяет много раз одни и те же часто бессмысленные слова, произносит их на разные голоса, придает им одинаковые окончания, например: «Ванька-бань-ка-няиька», «бапти-тткти», «тетелька-коптелька», «ка-ляка-маляка-козяка».
Малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал (даже если это делалось или говорилось совсем не для него).
Теперь ребенок более свободно говорит с незнакомыми людьми и легко объясняется со сверстниками. А раньше он не умел говорить с детьми, говорил только со взрослыми и главным образом с хорошо знакомыми.
К концу третьего года ребенок употребляет сложные, распространенные предложения и пользуется уже почти всеми частями речи, хотя согласует их не всегда грамматически правильно, например: «Я пойду с мишком», «У автобуса ножков нет». Иногда он заменяет не очень еще хорошо усвоенные слова родного языка своими собственными, сами придумывают слова для обозначения новых для них понятий: «бобятами» называет меленькие бобы; крышка у него — «закрывалка», мелок — «белок», друг — «подруг», резинка — «стиралка», «собачки не говорят, собачки авают» и т. п.
С возрастом речь ребенка становится все более выразительной, ярко отражающей различные чувства, переживания ребенка. После двух лет произношение у него уже более правильное, чем раньше, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Так, многие звуки произносятся смягченно (Женя — «Зеня»); отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются, например: ложка — «лофка»; бегу—-«бежу», ведерко—«деверко»; говоришь— «галовишь»; красный — «касный»; платье —«патье»; Маринка— «Маинка».
Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие звуки и звук «р»: «сяпка» — шапка, «либа» — рыба. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия и не научились еще произносить некоторые звуки. Все это делает речь детей очень своеобразной.
Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет, как и более младшего, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.
Расширению кругозора и развитию речи ребенка в этом возрасте в большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни, которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что может дать очень много для обогащения содержания речи маленького ребенка. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает, остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом.
Надо быть очень осторожным и не развивать болтливости у ребенка, что, к сожалению, часто наблюдается в семьях. Необходимо стремиться к пониманию ребенком того, о чем с ним говорят, и того, что он сам говорит, а не к развитию у ребенка лишь механического воспроизведения слышанного. Понимая то, о чем с ним говорят, ребенок сможет спрашивать и, получая на вопросы, доступные его пониманию, ответы, уточнять, углублять свои представления, понятия.
Очень многие родители читают своим детям непонятные им по смыслу стихи, сказки и ведут разговоры с малышами о том, что они еще не могут понять. Родителей умиляет, когда их ребенок пересказывает басни Крылова или точно, в должном месте, переворачивает страницы книги. А между тем в этом нет ничего полезного для умственного развития ребенка. Он лишь механически, как эхо, иногда с большим трудом выговаривая, повторяет незнакомые слова, совершенно не понимая их смысла. Это приучает его бессмысленно воспроизводить непонятные слова, пользоваться ими, не зная их значения, перегружает его память.
Часто дети, которые без особого смысла много болтают, бывают особенно легко возбудимыми. Это объясняется тем, что у них преобладает односторонняя деятельность. Они главным образом разговаривают, рассуждают, но мало сами действуют, не умеют чем-либо сосредоточенно заняться. Поэтому им скучно, неинтересно в обычной обстановке, и они не могут быть без взрослых.
С ребенком 2—3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Хорошо поговорить с ребенком, например, о том, что он видел 1—2 месяца тому назад, что было на празднике в яслях, на елке; можно зимой вспомнить о том, как летом жили на даче, и т. п.
Иногда нужно заранее наметить место прогулки, чтобы показать ребенку что-нибудь новое. Например, пойти к игрушечному магазину и поговорить с малышом о выставленных в витрине игрушках или летом пойти к речке посмотреть на пароходы, лодки, купающихся и т. д. Нельзя оставлять без ответа вопросы детей. Внимательные родители всегда постараются понять ребенка, ответить на его вопрос, удовлетворить своим объяснением его любознательность. Ребенок в таких случаях станет чаще к ним обращаться, что в свою очередь будет развивать его речь.
Дети очень» любят слушать рассказы взрослых. При слушании рассказа у ребенка развивается не только речь, но и внимание, память. Если специально подобрать рассказ и выразительно прочитать его, то у ребенка легко вызвать осуждение какого-нибудь плохого поступка, сочувствие обиженному, желание подражать хорошему примеру и т. п. Веселый рассказ вызовет смех, радость у ребенка, что очень полезно для малыша.
Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним или по книжке-картинке очень полезно детям. Объясняя изображение или рассказывая по поводу нарисованного, взрослые должны давать ребенку образцы правильной речи. Конечно, надо подбирать для рассматривания картинки с понятным ребенку сюжетом.
С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.
Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т. п. Есть и у русских классиков и у современных поэтов хорошие стихи для малышей.
Желательно, чтобы стихотворение закрепляло непосредственные впечатления ребенка. Например, он видит за окном дождь, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про дождь. Конечно, это не значит, что про дождь нельзя рассказать ребенку в другое время или в другой форме.
Хотя специальных стихов для малышей не так много, но маленький ребенок и не нуждается в большом их количестве. Он с удовольствием повторяет по многу раз один и тот же стишок. И не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Поэтому нельзя разговаривать с детьми слишком громким голосом, так как иначе они тоже будут всегда кричать. Надо научить их выражать свои просьбы, желания спокойным тоном. Недопустимо употреблять в присутствии ребенка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст. Иногда отец ради шутки, научит ребенка произносить, например, слово «дурак», а потом начинают бранить его, если он произносит его в игре или при обращении к близким.
Некоторым родителям нравится неправильная речь их детей, и они сами стараются говорить с ними ломаным, «детским» языком. Иногда считают, что такой язык детям понятнее. Но это только задерживает освоение детьми правильного произношения. Известно, что малыши стремятся подражать тому, что слышат. Поэтому, говоря с ними, надо не только самим правильно, четко произносить звуки в словах, но и поправлять детей, если они говорят неправильно: «Послушай, как надо правильно сказать — «карандаш». Ну-ка повтори: «Карандаш». Ребенок обычно старается правильно повторить слово. Но не надо настаивать, если он иногда отказывается от этого.
Если ребенка учат говорить правильно, то к концу третьего года жизни он говорит довольно чисто. Следует помнить, что не все трехлетние дети могут правильно произносить все звуки. Но в то же время необходимо очень серьезно отнестись к тому, если трехлетний ребенок говорит еще невнятно, очень тихо и многие звуки произносит неправильно. В этом случае надо обратиться к специалисту — логопеду.