К трем годам жизни совершенствуется память ребенка. Расширяется круг запоминаемого, и в его памяти сохраняются все более отдаленные события. Он может, например, рассказывать в детском саду, какие у него дома есть игрушки, из кого состоит семья, или вспомнить зимой, как летом с папой катался на пароходе.
По сравнению с двухлетним малышом ребенок третьего года жизни более собран, сдержан, способен на большие усилия для преодоления возникших перед ним трудностей, для достижения желаемого. Но этим нельзя злоупотреблять, так как возможности ребенка в этом отношении еще очень ограничены. Он, например, не может долго ждать, находясь в бездействии, не может еще отдать братишке или сестренке игрушку, которой сам в данный момент сильно заинтересован, и т. п.
Если на втором году жизни ребенок с большим трудом привыкал к новой обстановке, то теперь он уже сравнительно легче приспосабливается к новым условиям жизни (например, при поступлении в ясли-сад), так как быстрее ориентируется в окружающем, многое ему можно объяснить словами, отвлечь от отрицательных переживаний или чем-либо заинтересовать («Не надо плакать, мама скоро придет. Покушаешь — и она придет за тобой. А пока поиграй. Там на полочке есть кубики и книжки»).
В связи с общим развитием значительно расширяется самостоятельная деятельность ребенка. Теперь уже не только взрослые, но и сверстники, а также предметы и различные впечатления окружающей жизни все больше пробуждают ребенка к различным играм и занятиям. Значительно усложняется содержание игры. Играя, ребенок отображает не отдельные, разрозненные действия, а воспроизводит более или менее связные картины из жизни: едет с куклой к доктору; выкупав, кормит ее и только после этого укладывает спать и т. п.
Во второй половине третьего года малыш, играя, начинает не просто подражать действиям взрослых, но уже и брать на себя определенную роль в ней: — «я мама» или «я шофер» — и действовать, согласно этой роли. В игре проявляется развивающееся воображение ребенка: кубик становится мылом, шарик — яблоком, «спасаясь» от воображаемого дождя, ребенок надевает на себя мамину косынку, а потом, говоря «она мокрая», развешивает ее и т. п.
Он иногда уже заранее определяет, что будет делать — «повезу Наташу (куклу) к бабушке» — и, взяв куклу, ищет коляску, одеяло.
Появление таких игр показывает, что у ребенка имеются уже разнообразные представления и понятия об окружающем.
Расширяются и усложняются и другие виды деятельности ребенка. Ребенок может подолгу заинтересованно наблюдать, любит рассматривать картинки, «строит», «рисует», «лепит». Характер каждого из этих видов деятельности уже иной. Если на втором году ребенок лишь просто перекладывал кубики, водил карандашом по бумаге, то на третьем году он уже начинает строить, уже что-то рисовать, что-то лепить. Он всячески стремится участвовать в деятельности взрослых. Ему хочется узнать «что это?», «для чего?», «как?» и самому попробовать все делать. С большим удовольствием он выполняет уже более сложные поручения взрослых. Слушать сказку, стишки — одно из любимых занятий почти всех малышей этого возраста. Разнообразная активная деятельность радует ребенка и способствует его дальнейшему всестороннему развитию.