Kidly.Ru

Нравственное воспитание ребенка от двух до трех лет

Маленький ребенок впервые знакомитея со многими, совершенно неизвестными ему явлениями, предметами, пытается по ближе их узнать, лучше понять. Свое отношение к ним он строит, опираясь на то, что слышит, видит вокруг себя, главным образом в своей семье. Объяснения, мнения, действия родителей определяют его отношение к окружающему. Ребенок перенимает особенности взаимоотношений окружающих его людей.

Повседневные, незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение.

Поэтому, воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании.

В двух-, трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям, его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее поделится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это. В зависимости от того, какие чувства — положительные или отрицательные — преобладают у ребенка, у него создается то или другое настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное).

Поэтому взрослые, воспитывающие ребенка, должны стараться как можно чаще вызывать у него положительные чувства и предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций — проявления гнева, страха, неудовольствия, раздражения.

Часто источником тяжелых переживаний ребенка является односторонняя сильная его привязанность к одному из близких. Если ребенок привык быть только с матерью, если она постоянно держит его на руках, целует обнимает, забавляет, то причин для слез у такого ребенка много. Ведь мать при всей своей любви к ребенку не может быть всегда с ним; уход же ее будет вызывать у него возбуждение, крик, плач.

Ребенку нужна любовь и ласка матери, но его интересы не должны быть связаны только с ней. Если он активный, деятельный, умеет играть, заниматься один и, помимо матери, связан с другими членами семьи, то он будет спокойно переносить ее отсутствие. В этом возрасте малышу уже можно объяснить, что «мама пошла на работу», «мама пошла в магазин и сейчас придет» и т. д.

Будут ли.у ребенка преобладать положительные или отрицательные эмоции в большой мере зависит от того, как организована его жизнь и какие эмоции своим поведением вызывают у ребенка старшие. Если, например, старшие дети не считаются с малышом, дразнят его, а родители постоянно лишь упрекают, разговаривают раздраженно, не считаются с его интересами, то и ребенок не может быть бодрым, спокойным и проявлять интерес и сочувствие к другим.

Знакомя ребенка с окружающим, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает, учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».

Одним из существенных моментов воспитания является формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Общительность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие, посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им — все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 2—3 лет.

В яслях, где малыши много общаются между собой и где им прививаются положительные взаимоотношения, можно часто наблюдать проявление нежного, внимательного отношения детей друг к другу, заботы, сочувствия, привязанности, умения хорошо, дружно совместно играть.

Ребенок очень легко перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, желая выработать у ребенка то или иное поведение, взрослые сами должны вести себя соответствующим образом. Если они вежливы друг с другом, всегда спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок ведет себя так же. Не надо в присутствии малыша ссориться, выяснять отношения.

Крик, возбужденное состояние передаются ребенку, отрицательно действуют на его нервную систему. Он перенимает неправильные поступки взрослых, свидетелем которых был: сначала в игре с куклой, а затем и в своем отношении к брату, сестре, даже матери он начинает проявлять себя так, как это делали окружающие взрослые в его присутствии.

На третьем году жизни у ребенка нужно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего спокойно выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо, не мешать, например, когда взрослые читают, отдыхают и т. п. Он должен соблюдать уже некоторые правила вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; спокойно, не мешая окружающим, вести себя в автобусе, в гостях, у врача.

Надо учить детей доводить начатое до конца (например, убрать все игрушки на место); настойчиво преодолевать затруднения (надеть ботинок, застегнуть пуговицу); терпеливо ждать (мама занята и не сразу может дать что-либо); преодолевать желание, если оно невыполнимо, сдерживать слезы (не плакать, если из-за дождя нельзя пойти гулять, без капризов возвращаться с прогулки домой).

Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает с встретившейся ей на улице знакомой. Но он в состоянии уже выполнить требование заняться чем-нибудь и не шуметь, пока брат учит уроки. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.

Если вы, предлагая ребенку сделать что-то для него неприятное, например пойти спать, когда не хочется, скажете при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду», то он захочет это показать и охотно пойдет спать.

Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет а привычку обязательно выполнять требования взрослых.

Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто их предъявляет. Часто бывает, что мама требует, чтобы дочка ела обязательно сама, а бабушка «жалеет» внучку и кормит ее. Или сегодня разрешают лечь в кровать с игрушкой, а завтра категорически запрещают.

Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздажительность, упрямство.
С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо. Например, ребенок увлекся какой-либо игрой, но пора идти гулять. Нельзя неожиданно категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Следует предварительно, минут за пять, предупредить его: «Кончай играть, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а одевание на прогулку уже нельзя откладывать, надо сказать: «Ты не убирай кубики, оставь все так. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».

Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.

При воспитании ребенка нужно как можно реже пользоваться порицаниями («Ты непослушный», «Какой ты упрямый, нехороший!»), чаще указывать, как ему следует в том или ином случае поступить.

На поведение ребенка отрицательно влияют чрезмерно частые одергивания и запрещения. Они нарушают его уравновешенное поведение, вызывают возбуждение. Однако это отнюдь не означает, что ребенку все должно быть разрешено и его нельзя ни в чем ограничивать. Но запрещений не должно быть слишком много, и чем младше дети, тем и запрещений должно быть меньше. Надо так организовать жизнь ребенка, чтобы дозволенного было больше, чем недозволенного. А самое главное — надо удовлетворять возрастные потребности ребенка — в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.

В возрасте 2—3 лет следует постепенно приучать ребенка руководствоваться в своих поступках не только собственным желанием (хочу — не хочу, приятно — неприятно), но уже установленными правилами и считаться с оценкой своих поступков старшими. Поэтому надо не только прекращать нежелательное поведение ребенка,но необходимо объяснять ему, что так поступать или делать нельзя и почему именно нельзя, и обязательно подсказать, как же надо сделать, поступить.

Поведение взрослых должно быть образцом для ребенка. Трудно требовать от ребенка, чтобы он обязательно мыл руки перед едой, если он видит, что старший брат или отец садятся за стол, не выполняя этого правила. Легче приучить ребенка к порядку, если он постоянно видит, как аккуратно обращаются с вещами взрослые.

Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. Надо, чтобы он делился сластями, уступал свои игрушки другим детям, жалел маленького братишку, наливал котенку молоко, кормил птичек и т. п.

Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.

В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо»; «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т. п.

Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это лишь начальные,. но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей.

С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума. Он будет расти отзывчивым, мягким. Вы не раз, наверное, видели, с каким интересом ваш ребенок наблюдает, например, за бабочкой, как радуется при виде детенышей животных, какое удовольствие доставляют ему красивые, яркие цветы, их запах, гладкие камешки и т. п. И от нас с вами зависит развить эти переживания, научить ребенка не только с интересом наблюдать мир природы, видеть красоту вокруг себя и глубже воспринимать ее, но и бережно, заботливо относиться ко всему живому.

Оставьте ребенка без внимания, предоставьте его самому себе — и он может сорвать и тут же смять и бросить цветок, без сожаления наступить на жука, схватить котенка за хвост и т. п. Из этих невинных на первый взгляд поступков и действий маленьких детей в дальнейшем могут сформироваться отрицательные черты поведения, такие, например, как отсутствие чуткости, грубость и даже жестокость в обращении с окружающими.

Мы знаем, что на ребенка больше всего действует пример близких людей. Но мало, как уже говорилось, дать положительный образец поведения, нужны и более активные меры обучения ребенка. Иногда ребенок не обращает внимания на то, что повседневно окружает его, — не прислушивается к пению птиц, не замечает, что листья стали совсем желтые, и мимо многого другого проходит, как бы совершенно не замечая. Мы должны сами, сознательно вызывать у малыша интерес и привлекать его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы.

Наблюдая вместе с детьми за изменениями природы, нужно давать им доступные объяснения, учить их радоваться прекрасному, бережно относиться к живому: «Идет снег, какой он пушистый, как тихо вокруг»; «Солнце садится, смотри, какое красивое небо»; «Слышишь, курочка зовет цыплят. Она боится, чтобы они далеко не убежали»; «Это васильки, они синие. А эти беленькие цветы — ромашки. Поставим их в воду, чтобы они не завяли»; «Смотри, дождевой червяк. Не раздави его — он полезный».

Привлекайте своего малыша к уходу за цветами, домашними животными. Давайте для игры шишки, камешки и другой природный материал. Все это будет способствовать развитию его моральных и эстетических чувств.