С возрастом у ребенка растет интерес к окружающему. Любопытство малыша становится могучим фактором его дальнейшего развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: ребенок хочет до всего добраться, все взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.
Любимое занятие детей этого возраста — рассматривание книжек с картинками. Мать полуторагодовалого Феди рассказывает: «В первый раз показала сыну картинки, думала не поймет, будет рвать книжку. Увидев картинки, весь просиял, засмеялся радостно. Если задерживалась на какой-нибудь странице, сердился. Переворачивал сам страницы, отделяя страницу указательным и большим пальцами. Я повесила три картинки над кроваткой Феди. Теперь, как только он просыпается, поворачивается к картинкам и говорит: «Ка!»
Уже в первые месяцы жизни ребенок способен к ассоциациям, т. е. способен связывать разнообразные представления. Вначале эти ассоциации очень примитивны, например, он радуется при виде бутылочки с молоком. С течением времени ассоциации ребенка становятся сложнее, и постепенно их накапливается много. Ребенок к концу первого года радуется, увидев, что принесли одежду для прогулки, и т. п. Дети, испытавшие неприятные ощущения при врачебном осмотре, начинают бояться людей в белых халатах.
Если какой-либо предмет причинит ребенку боль (ударится или обожжется об этот предмет), он будет его избегать. Годовалый ребенок знает, что башмаки надевают на ноги, шапку на голову, что из чашки пьют, что гребенкой причесываются. Когда одной годовалой девочке давали вещи, которыми она обычно играла в кроватке, девочка отказывалась их брать, если не хотела идти в кроватку. Все это — показатели развивающейся у ребенка памяти, без чего вообще было бы невозможно психическое развитие ребенка: впечатления скользили бы по его сознанию, не оставляя следа.
Простейшие виды памяти — узнавание и вспоминание — проявляются в том, что ребенок воспринимает, как уже знакомые ему, повторяющиеся впечатления, относясь к ним положительно или отрицательно.
В течение первого года жизни память ребенка быстро развивается. В начале второго года узнавание закрепляется и становится точнее. Ребенок может уже узнать близкого человека, которого не видел около двух месяцев, он вспоминает о событиях, происшедших неделю назад.
Ребенок на втором году жизни начинает уже ориентироваться в пространстве: в расположении комнат, находящихся в них предметов, сам идет во время прогулок к тому месту, где обычно играет.
Мать двухгодовалого Сережи рассказывает, что, когда они вернулись после трехмесячного отсутствия в город и пошли в гости к бабушке, Сережа сам поднялся на второй этаж, постучался в дверь той квартиры, где жила бабушка.