Kidly.Ru

Как должен играть ребенок от года до двух лет

В возрасте 1—2 лет, когда дети днем спят еще два раза, лучшим временем для активного бодрствования являются промежутки между первым и вторым дневным сном и от полдника до ужина. Примерно это бывает от 13 час. до 14 час. 30 мин. и от 16 час. 20 мин. до 19 час.

У детей, которые спят один раз, активное бодрствование приходится на время от 9 час. утра до 11 —12 час. и после дневного сна с 16 час. до 19—20 час. У детей бывает еще небольшой период активного бодрствования утром — до завтрака. Весной и летом все время, которое ребенок не спит, он должен находиться на воздухе. Об играх ребенка на улице будем говорить ниже в связи с прогулкой ребенка; здесь же мы коснемся бодрствования ребенка в комнате в холодный период года или в плохую погоду.

Как и в более младшем возрасте, время бодрствования ребенка может быть занято либо самостоятельной игрой при известном руководстве и наблюдении взрослого, либо непосредственным общением со взрослыми.

Игра имеет большое значение для ребенка: она содействует его общему развитию, так как расширяет его личный опыт, помогает выработке у ребенка положительных черт характера — сосредоточенности, настойчивости, целеустремленности. Это делает роль взрослого, организующего самостоятельную игру ребенка или непосредственно участвующего в этой игре, весьма ответственной. Ребенка необходимо так воспитать, чтобы его мозг, органы чувств и руки не оставались праздными, чтобы он всегда мог найти для себя занятие, цель для своей активности.

Ребенок хорошо играет, когда он здоров, бодр, когда его ничто не беспокоит и когда взрослый не только не стесняет, не нарушает его игры, а содействует ей, создавая благоприятные для нее условия, и непосредственно ею руководит.

В начале (отчасти и во второй половине) второго года жизни игра ребенка носит в общем тот же характер, что и в более раннем возрасте. Ребенок упражняет свои движения: он много лазит, забираясь на различные предметы, сбегает по наклонной плоскости, будь то пригорок или доска, карабкается на ступеньки, ходит по скамейке. Очень любят дети, бросив мяч, бегать за ним.

Большую радость доставляет малышам игра с песком. Ребенок еще не умеет делать «куличики», но с увлечением копает песок, насыпает его в формочки, баночки.

Ребенок любит также плескаться в воде, купать куклу.

Наряду с подвижными играми ребенок в этом возрасте очень любит складывать кубики, кирпичики т. п., надевать колесики на палочку, засовывать палочки в дырки, укладывать карандаши в коробку, рассматривать книжки с картинками, раскладывать отдельные картинки, рисовать (т. е. водить карандашом по листу бумаги). Дети любят вынимать и раскладывать содержимое сумочек, шкатулок; все вынимают из них, рассматривают, называют. Такая спокойная игра очень полезна ребенку перед сном.

Дети полутора-, двухлетнего возраста любят подражать взрослым, малыш надевает шапку отца, делает вид, что читает газету, моет пол, пишет. Молоток становится одной из любимых игрушек ребенка; подражая отцу, он делает вид, что забивает гвозди. В игре с куклами ребенок также отображает деятельность взрослых: кормит мишку, куклу, укладывает их спать и т. п.

Ребенку надо предоставить достаточно просторное и удобное место для игры, в котором должны быть собраны его игрушки. У ребенка уже может быть свой маленький столик со стульчиком и полочка.

Игрушек не должно быть много, их обилие только рассеивает внимание ребенка и не содействует сосредоточенной игре. Достаточно предоставить ребенку одновременно четыре-пять игрушек. Когда у ребенка исчезнет интерес к ним, они на некоторое время могут быть заменены другими; впоследствии можно их снова дать ребенку, и он отнесется к ним, как к новым.

У ребенка могут быть уже и любимые игрушки, которые ему никогда не надоедают и которые он умеет разнообразно использовать,— это строительный материал — кирпичики, кубики (чем больше их размер, тем лучше), а также куклы, мишка.

Не всякая приобретенная для ребенка игрушка должна немедленно отдаваться ему. Небольшое количество игрушек следует держать «про запас» для того, чтобы в нужный момент заменить ими надоевшие. Иногда такие, еще не известные ребенку игрушки могут отвлечь и утешить захворавшего ребенка, занять его в момент, когда у взрослых спешная работа, им трудно уделить внимание ребенку, и т. п.

У ребенка полутора-, двухлетнего возраста должны быть следующие игрушки: кубики, кирпичики и соответствующая коробка, в которую дети могли бы укладывать этот материал (что тоже для них интересно и полезно); игрушечный автомобиль, который они катают за веревочку; для подражательной игры — кукла, мишка, которых они баюкают, кормят, заворачивают, разговаривают с ними; для усвоения ребенком различия между большим и малым — башенка (пирамидка), сначала с одной маленькой, вкладывающейся внутрь большой, а потом и большее их количество; для подвижной игры необходим мяч; желательны и низко подвешенные между дверями в комнате детские качели. Кроме покупных игрушек, дети используют большие ящики, коробки, банки. Детям этого возраста уже необходимы картинки, книжки с картинками, карандаши.
Есть немало семей, где детские игрушки хранятся сваленными как попало в ящик, где разрозненные части разборных игрушек лежат вперемежку со сломанными игрушками. Это приучает ребенка к беспорядку.

Игрушки следует держать в порядке и на виду у ребенка. После игры надо собрать все части разборных игрушек (пирамидок, яичек, чашечек), по возможности починить сломанные. Игрушки следует располагать так, чтобы само положение их как бы подсказывало ребенку игру: пирамидку, собранную по размерам, держать на низком детском столике; мишку усадить в машину— ребенок будет его возить; куклу уложить на диван или усадить за столик — ребенок будет ее баюкать, кормить; кирпичики, аккуратно уложенные в ящик, могут стоять на столе или на полу, на коврике и т. п.