Ребенка следует привлекать к уборке игрушек, это вполне ему доступно. Мы уже говорили, что ребенку нужны книжки и картинки, однако он еще не умеет с ними обращаться. Поэтому книжки и картинки не следует предоставлять ребенку в постоянное самостоятельное пользование, пока он не научится обращаться с ними. Взрослый должен сам показывать их ребенку во время занятий с ним, постепенно приучая его бережно обращаться с книжками.
Большое воспитательное значение имеет самостоятельная игра ребенка. В ней он проявляет большую сообразительность, сметку, наблюдательность, волю. Взрослые должны уважать игру ребенка, всячески поощрять ее.
Иногда родителям приходится и потесниться, освободить место для игры ребенка, если, например, только что выстроенный поезд должен проехать по всей комнате. Есть родители, которые, недооценивая воспитательного значения игры, покрикивают на ребенка за то, что он «путается под ногами» со своими игрушками, отшвыривают при этом ногой игрушки, попадающиеся на дороге. Ни в коем случае нельзя проявлять такое пренебрежение к игре ребенка.
Некоторые матери заботятся лишь о том, чтобы ребенок оставался подольше один и не требовал внимания взрослого, предоставляют его самому себе. Они наблюдают только за тем, чтобы малыш не испортил чего-либо, не повредил себе, а чем он занят — это их не интересует.
Внимательная мать, делая свое дело, направляет самостоятельную игру ребенка, руководит ею, следит за ней. Мать должна знать, во что он может уже играть, в чем надо помочь ему, чему научить. «Твой мишка заболел, на градусник»,— говорит мать, подавая ребенку палочку; «Покорми Катю, она есть хочет. Вот ложка»; «Покатай мишку, вези его к доктору» и т. п. Иногда надо подсесть ненадолго к ребенку и построить ему из кубиков что-нибудь несложное. Ребенок, подражая взрослому, сделает такую же постройку.
Дети, играя самостоятельно, любят делиться своими достижениями в игре, хотят, чтобы взрослые разделили их радость, помогли им, если что-либо у них не ладится.
В игре ребенок старается чего-то добиться, начинает понимать, как лучше сделать, чтобы получился желаемый результат. Вот малыш посадил удачно куклу на игрушечного слона и бежит за отцом. «Папа, иди!» — радостно кричит он, показывает на куклу, гордится удачей.
Если у ребенка что-то не ладится в игре, следует помочь ему.
К сожалению, далеко не все родители уделяют должное внимание играм с детьми.
Мать Оли (1 год 8 месяцев) приводит вечером дочку из яслей домой, оставляет ее одну в комнате, а сама идет на кухню. Оле она не позволяет быть в кухне: «Под ногами болтается, мешает». Оля разбрасывает игрушки по полу, многие из них уже поломаны, и, немного повозившись с ними, снова направляется на кухню, но мама прогоняет ее. Олечка дома много плачет, кричит. Когда наступает время ужина, мать входит в комнату, игрушки ногой забрасывает под кровать, берет упирающуюся Олю на руки и уносит в кухню, чтобы умыть и накормить ее. После ужина девочку сразу же укладывают спать.
Играть с детьми необходимо, но надо помнить при этом, что в игре надо соблюдать меру. Играть с ребенком можно, когда он выспался и поел, но нельзя перед сном. Длительная возня с ребенком утомляет его, возбуждает и является причиной плохого сна. К сожалению, не все родители соблюдают меру в игре с детьми, и игра со взрослыми преобладает над самостоятельной игрой ребенка, чего не следует допускать.
Вечерний отрезок бодрствования ребенка — это время, когда все взрослые члены семьи, вернувшись с работы, забавляются ребенком. Игра вечером со взрослыми сильно возбуждает детей. Для игры и занятий с ребенком до полутора лет лучше выбрать время между первым и вторым дневным сном — с 13 до 15 часов. В это время ребенок хорошо все воспринимает и не будет утомляться. Вечерний отрезок бодрствования ребенку лучше проводить в самостоятельных играх с игрушками, конечно, под наблюдением взрослых, тогда он спокойнее уснет и сон его будет глубже. Лучшее время для занятий с детьми — после сна и полдника—с 16 до 18 часов.