Kidly.Ru

Развитие речи ребенка от десяти месяцев до года

При воспитании ребенка в возрасте с девяти-десяти до двенадцати-тринадцати месяцев большое внимание должно быть уделено развитию его речи: пониманию речи окружающих и активной речи самого ребенка.

В этом возрасте ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и даже изображения; связь его с окружающим миром расширяется; игра усложняется; движения совершенствуются. Поэтому взрослым надо использовать каждый благоприятный момент для развития речи ребенка.

Чтобы своевременно развить у ребенка понимание речи, надо больше разговаривать с ним, стремясь организовать его поведение словом. Предложив ему сделать что-либо — «пойди ко мне», «сядь», «покачай куклу» и пр., надо помочь малышу понять просьбу и настоять на том, чтобы он ее выполнил. Обратившись к ребенку с просьбой, подождите немного, чтобы проверить, понял ли он вас. В том случае, когда ребенок не понимает просьбы, можно пояснить ее жестом: «пойди ко мне» — протягиваете к нему руки, «сядь» — похлопываете рукой по тому месту, куда он должен сесть. Если и жест будет ребенку непонятным, надо помочь ему выполнить просьбу, сопровождая это словами.

Вначале ребенок усваивает какие-либо движения путем подражания. Например, вы вытерли годовалой Марине нос и положили платочек ей в карман. Марина внимательно следит за вами и, как только вы положили платочек в карман, вытаскивает его. «Мариночка, вытри нос и положи платочек в карман», — говорите вы ей, и она старательно выполняет требуемое. Делает Марина это вначале лишь подражая вашим действиям, но затем она уже начинает понимать и соответствующие этому действию слова.

Надо называть, пояснять ребенку все то, что привлекло его внимание. Ребенок с интересом смотрит, как сестренка играет в мяч, мать накрывает на стол, отец развертывает и читает газету. Если называть ребенку эти предметы, действия, то он постепенно усваивает соответствующие им слова.

Нужно и специально привлекать внимание ребенка к некоторым предметам, явлениям, показать их и назвать. В этом возрасте малыши уже могут различать по имени всех членов семьи, соседей; знать названия частей лица (показывает, где у него и у других нос, глаза, уши, волосы); различать по названию некоторые вещи в комнате, игрушки.

Важно приучить ребенка понимать и выполнять требование «дай», «принеси», а к концу года и «отнеси». Обращаясь к нему с просьбой, дать тот или иной предмет, название которого он еще не усвоил, вы помогаете ему запомнить это название. Например, ребенок держит в руках плюшевого мишку. Вы просите: «Дай мне мишку». Ребенок протягивает вам мишку, так как ему проще всего отдать тот предмет, который он держит в руках. Если же в руках у него ничего нет, а вы просите дать или ту игрушку, которая находится ближе всего к нему, или ту, которая особенно привлекла его внимание, то он правильно выполнит вашу просьбу.

Сделает он это не потому, что знает, как называется игрушка, а потому, что вы угадали, какую он выберет. В результате таких совпадений ребенок начинает узнавать все новые и новые слова. Например, вы берете коробочку и просите: «Дай крышку, я закрою коробку»,- ребенок, который прежде сам неоднократно открывал и закрывал коробку, находит среди игрушек крышку и протягивает ее.

Вначале он может не знать названия игрушки, которую вы у него просите, однако в результате того, что вы настаиваете на выполнении просьбы и не берете у него неправильно поданных игрушек, ребенок начинает усваивать новые названия. Слова «дай», «отдай» хорошо использовать и в первых поручениях ребенку: «Дай туфли бабушке, она наденет», «Дай мишку Сереже. Нет, не Наташе, Сереже дай» и т. д.

Для развития более тонкого восприятия речи, можно использовать также книжки и фотографии. Ребенок этого возраста различает некоторые изображения на картинках, лица на фотографиях и с вашей помощью начинает называть их. Он внимательно рассматривает фотографии в семейном альбоме и очень радуется, когда находит знакомые лица и называет их.

К концу года ребенок начинает понимать слово «нельзя» и некоторые другие, выражающие запрет. Так, например, Дима быстро ползет к двери, ведущей в коридор, так как заметил, что она оставлена открытой. «Димочка, ты куда? — говорит ему мать ласково. — Нельзя в коридор». Малыш сел, посмотрел на мать и пополз в другую сторону.

Но чем реже вы будете прибегать к запретам, тем лучше. В случае необходимости переключите малыша на другое занятие. Но если вам все же пришлось что-то запретить, будьте тверды и не отменяйте своего запрета, несмотря ни на какие протесты ребенка.

В этом возрасте также следует поощрять попытки ребенка использовать звуки для общения с окружающими, вызывать его на подражание, закреплять первые осмысленные слова.

Если взрослые, обращаясь к ребенку, будут вызывать у него радостные возгласы или подражание звукам, то и он все чаще станет использовать звуки для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Вот малыш, стоя в кровати, следит за матерью и упорно твердит: «Мам-мам-мам!» Мать откликается: «Скажи ма-ма, ма-ма». Своим ответом мать доставляет малышу удовольствие укрепляет в нем уверенность, что звуками можно привлечь к себе внимание, и вместе с тем помогает связать слово «мама» с самым близким для него человеком.

Ребенок любит повторять уже ранее освоенные им звуки. Значительно труднее ему воспроизвести новые сочетания звуков. На основе сложившейся потребности в общении с людьми ребенок научился и полюбил прислушиваться к тому, что ему говорят, стремясь понять, что его просят сделать.

Когда взрослые вызывают у него подражание определенным звукам, то он сосредоточенно смотрит им в лицо, вслушивается и старается воспроизвести именно те звуки, которые услышал. Если ребенку это не удается, надо побуждать его правильно повторять за взрослым те или иные сочетания звуков. Так, например, вы обращаетесь к ребенку: «Скажи: ма-ма». Он отвечает: «Ма-ма». Теперь скажи: «Ня-ня». Но ребенок снова говорит: «Ма-ма…» — «Нет, не так! Скажи ня-ня». Но ребенок снова говорит: «Ма-ма» — «Нет, не так! Скажи ня-ня», — настаиваете вы. Ребенок после нескольких попыток повторяет правильно.