Kidly.Ru

Как научить новым словам ребенка от десяти месяцев до года

Подражая взрослым, малыш осваивает и первые слова. Некоторые родители думают, что если ребенок произносит "ма-ма", "ба-ба", "па-па", то он делает это осмысленно, связывая слова с определенными людьми. Но это не всегда так. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает известное значение, например, если не просто лепечет "ма-ма-ма", но всегда соотносит слово "мама" со своей матерью.

Первые слова могут быть очень простыми, состоять из отдельных звуков, слогов. Так, например, если ребенок всегда просится на горшок или дает знать окружающим, что у него мокрые штанишки, звуком «а-а», то можно считать это словом; точно так же, если он при виде кошки говорит «кс-кс», то «кс», обозначающее кошку, также будет словом.

Первые слова могут образовываться из лепета ребенка или из звуковых сочетаний, которые он осваивает путем подражания. Если ребенок произносит слоги в такой момент, когда им может быть придано определенное значение, то это совпадение надо закрепить. Так, например, слоги «ма-ма», «ба-ба», «па-па» связать с соответствующими лицами, «дай» — превратить в просьбу. «Попроси дай-дай», — говорят ребенку и дают ему желаемую вещь, только после того, как он скажет «дай», и т. д.

Полностью произнести слово из нескольких слогов малышу еще трудно. Если его побуждать к этому, то он или молчит, так как задача оказывается слишком трудной, или повторяет лишь отдельные слоги, а в некоторых случаях как-то по-своему изменяет все слово целиком. Поэтому, для того чтобы облегчить усвоение новых слов и таким путем обогатить активную речь ребенка, можно использовать и упрощенные слова. Но к сокращенному названию надо прибегать лишь в некоторых случаях.

Неправильно поступают те родители, которые, разговаривая с ребенком, сюсюкают, употребляют только сокращенные слова, лишая его возможности слышать правильную речь и подражать ей.

Первыми словами ребенка не всегда бывают «мама», «папа», «баба». Нередко это названия животных, причем ребенок называет животное, подражая взрослым. Например, ему говорят: «Собака — ав-ав!» Ребенок повторяет «Ав-ав!» и связывает эти звуки с собакой, которую ему показали.

Точно так же он может овладеть и другими словами, обозначающими животных: кошка — «кс-кс» или «мяу»; лошадь — «тпру-тпру»; гусь-«га-га»; игрушки: кукла — «ляля».

Довольно легко ребенок усваивает такие слова, как «а-а-бай» (спать), «бах!» или «топ-топ» (ходить) и др.

К концу первого года жизни ребенок не только обозначает словами какие-то конкретные предметы, но начинает применять слова и в их настоящем значении слов-обобщений. После того как он одну собаку научился называть «ав-ав», он сравнительно быстро усваивает, что и игрушечная собака и собака, нарисованная на картинке, тоже «ав-ав». Словом «ав-ав» он начинает называть всех собак независимо от того, живые они, игрушечные, или изображены на картинке.

Освоив какое-либо слово, ребенок не только отвечает им на ваш вопрос, но и по собственной инициативе произносит его в соответствующий момент: что-либо упало — говорит «бах!»; увидел часы — «чсы»; увидел собаку — «ав-ав» и т. д. Правда, вначале, пока он еще не знает, что существуют и другие животные, имеющие свои собственные названия, он всех их называет усвоенным словом.

Так, например, при виде кошки или кролика тоже говорит «Ав-ав!». Но постепенно в результате того, что вы его учите правильно называть всех животных и птиц, он начинает хорошо их различать и называть соответствующими словами. («Нет, это не собака «ав-ав», это -кошка. Слышишь, как она мяукает: «Мяу-мяу!» Позови ее: «Кс-кс-кс» и т. д.).

Овладев к году всего 10-15 словами, ребенок каждое из них использует для обозначения разных вещей. Но по мере того как ребенок узнает все большее число слов и начинает все более тонко различать окружающее, он все правильнее использует слова для обозначения предметов, животных, движений и для выражения своих желаний.

Надо стремиться к тому, чтобы он не только научился произносить слова, но и активно пользовался ими.

Большое значение для развития речи ребенка имеет тот круг впечатлений, которые он получает. Во время прогулки в теплое время ребенок много двигается, ходьба доставляет ему большое удовольствие; он наблюдает, как играют дети; вот пробежала кошка; ходят голуби и клюют крошки. Все эти впечатления надо использовать для развития речи. Если же вы с малышом отправились в дальнюю прогулку, то, сидя в коляске, он почти не двигается, а только наблюдает за окружающим. Во время такой прогулки он видит много нового. Дайте ему возможность самому смотреть и слушать. Лишь изредка поговорите с малышом о том, что особенно привлекло его внимание или что вам кажется для него наиболее интересным и понятным.