Прежде чем посадить ребенка за стол, не забудьте вымыть ему руки независимо от того, играл ли он на полу или в кровати. Если ребенок уже ходит, то вы зовете его есть и лишь помогаете взобраться в креслице; если ребенок не ходит, то подводите его к столику, а не подносите.
В этом возрасте ребенок уже хорошо умеет есть кусочек хлеба, печенья, яблока, дольку апельсина. Постепенно он приучается сам пить из чашки: в девять-десять месяцев удерживает ее при помощи взрослого, к одиннадцати-двенадцати месяцам берет чашку со стола и придерживая ее двумя руками, приподнимает по мере того, как содержимое чашки уменьшается.
Выпив все, он ставит ее на стол. Самостоятельность ребенка создает у него хорошее настроение, повышает аппетит, он пьет охотно. Но при кормлении с ложки ребенок этого возраста проявляет меньше самостоятельности, он в основном использует уже хорошо освоенные умения: открывает рот при виде ложки, снимает пищу губами, глотает — и поэтому легко отвлекается от еды.
Надо сосредоточить его внимание на еде: предлагать откусить хлеб, наклонить головку; называть пищу, которую он ест: «Возьми булочку, откуси. А где у нас мясо? Вот оно. Вкусное, жуй хорошенько, вот так».
Спокойно разговаривая с ребенком о том, что он ест, как надо есть, вы способствуете укреплению его положительного отношения к еде и развитию понимания речи. Некоторые же родители, наоборот, отвлекают малыша от еды, рассказывая или показывая ему что-либо интересное. Пока ребенок смотрит и слушает, ему кладут ложку за ложкой в рот, а он механически глотает. Такие приемы не только не укрепляют положительное отношение к еде, но резко его ослабляют и поэтому недопустимы.
Давать ребенку ложку в руку, приучая его есть самостоятельно, рекомендуется с 1 года — 1 года 2 месяцев. Но если ребенок не по возрасту самостоятелен, можно начать это делать месяцев с одиннадцати-двенадцати. Чем больше он будет увлечен процессом еды, тем меньше будет отвлекаться. Но не следует давать малышу ложку в руку для игры: потом будет трудно приучить его использовать ложку только по назначению.
Не следует также допускать, чтобы ребенок сам выбирал себе блюда: тарелку с кашей он отталкивает, к кефиру тянется. На столе должна стоять только та еда, которую он должен сейчас есть. И если он ее не ест, ничего другого ему не давайте.
Ребенок хорошо поел, но все же немного пищи осталось на тарелке. Ни в коем случае не заставляйте его доедать все до конца. Именно эти последние, насильно даваемые ложки и могут создать у него отрицательное отношение к еде. Надо знать аппетит малыша и не класть ему на тарелку слишком много. Лучше добавить ему после того, как он все съест, но не докармливать его насильно.
В этом возрасте соблюдение при еде определенных правил гигиены важно не только для здоровья ребенка, но и для создания у него в дальнейшем культурно-гигиенических навыков. За стол ребенок должен садиться только с вымытыми руками; есть за чистым столом, не выходить из-за стола с куском хлеба; после еды вытирать губы салфеткой. К концу первого года ребенок может наклонять головку в ответ на предложение взрослого: «Скажи спасибо».
Путем правильного воспитания можно достичь того, что ребенок к году с аппетитом будет есть разнообразную пищу; самостоятельно пить из чашки; во время еды будет спокойно сидеть, пока не поест.