Если ребенок к девяти-десяти месяцам научится хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то при помощи взрослых он начнет к одиннадцати-тринадцати месяцам самостоятельно ходить. Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует.
Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться. Но большинство родителей избегают спускать ребенка на пол, так как он подползает к различным предметам обстановки и берет вещи, которые трогать ему нельзя.
Однако было бы неправильным из-за этого держать его все время в кровати. Вещи, стоящие низко, надо убрать; ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть. В общем, надо сделать все возможное для того, чтобы, играя на полу, ребенок мог трогать все, что ему доступно. Когда его что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели.
Так, например, малыши обычно открывают ящики с бельем и выбрасывают его на пол. Взрослые, увидев это, кладут белье на место, ящик закрывают, «нарушителя порядка» отводят в другой конец комнаты и дают ему интересные игрушки; но ребенок, позанимавшись ими несколько секунд, вновь направляется к шкафу. Точно так же иногда приходится по многу раз относить ребенка от двери, через которую он намеревается уползти в соседнюю комнату или коридор.
Большую настойчивость ребенок проявляет и в тех случаях, когда стремится выполнить какое-либо новое движение: забраться на диван, влезть на низкий стул и пр.
Разнообразные движения очень полезны ребенку, поэтому хорошо создать ему обстановку, содействующую их возникновению, — поставить на пол чемодан с тем, чтобы ребенок мог влезать на него, большой низкий ящик, в который ребенок мог бы влезать и затем вылезать из него; приставить детский стульчик к дивану, чтобы используя его, малыш мог взобраться на диван, и т. д. Естественно, первое время, пока ребенок только осваивает новые движения, надо следить, чтобы он не упал. С ребенком этого возраста хорошо играть в мяч, приучать бросать его, катать, ловить, когда тот подкатывается.