Музыкальные произведения, так же как и стихотворения, пишутся в определенном размере. Музыкальный размер имеет много общего со стихотворным. Поэтому, чтобы лучше понять, что такое размер в музыке, обратимся сначала к размеру в поэзии.
Стихотворным размером называется определенное чередование ударных и неударных слогов. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»:
В этом стихотворении после каждого ударного слога наступает один неударный (ударные слоги отмечены значком ´, неударные — значком ∪). Иначе говоря, налицо равномерное чередование одного ударного и одного неударного слога.
В других стихотворениях чередование ударных и неударных слогов может быть иным. Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»:
В этом стихотворении в отличие от предыдущего после каждого ударного слога наступает два неударных. В стихотворении «Тучи», таким образом, мы видим равномерное чередование одного ударного и двух неударных слогов. Порядок чередования слогов внутри стихотворения, или его размер обычно выдерживается с начала до конца.
Первое из приведенных стихотворений написано размером, который называется хорей, а второе — размером, название которого дактиль.
Исполняя или слушая музыку, мы ощущаем в звучании каждого произведения равномерное следование долей одинаковой протяженности. При дирижировании эти доли отмечаются дирижерским взмахом. Не надо путать понятие доли со звуком: последовательность звуков в музыкальном произведении иногда совпадает с этими долями, иногда не совпадает: в одной доле может быть несколько звуков и наоборот — один звук может равняться нескольким долям.
Возьмем в качестве примера французскую народную «Пастушью песню» (начало). Мы увидим, что в основном звуки в ней совпадают с долями, только в двух случаях на один звук приходится две доли.
Каждая доля следует после предыдущей через одно и то же время. Это и есть равномерное движение или пульсация долей, которую мы ощущаем в каждом музыкальном произведении.
По своей силе, однако, доли не одинаковы. Мы слышим в каждой песне доли сильные, ударные, и доли слабые, неударные. В стихотворениях ударные слоги равномерно чередуются с неударными слогами, а в песнях ударные доли также равномерно чередуются с неударными долями.
Отметим в записи песни ударные и неударные доли соответствующими знаками:
В этой песне каждая ударная доля чередуется с одной неударной. В других песнях чередование бывает иным: одна ударная и две неударных и т. д.
Определенное последовательное чередование ударных и неударных долей в музыкальном произведении называется размером.
Ударные доли делят каждое музыкальное произведение на одинаковые отрезки. Отрезок музыкального произведения, заключенный между соседними ударными долями, называется тактом.
В нотной записи перед каждой ударной долей ставится вертикальная черта, которая называется тактовой чертой. Тактовые черты отделяют один такт от другого.
Расставим тактовые черты в «Пастушьей песне»:
В одной и той же песне каждый такт имеет одинаковое число долей. Например, в каждом такте приведенной песни две доли: одна ударная и одна неударная. На это указывает размер. Он обозначается в начале песни рядом с ключом:
Размер обозначается двумя цифрами, из которых верхняя показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность одной доли. Эти цифры произносятся как дробь, например: две четверти.
Размер 2/4 является простейшим по сравнению с другими размерами. Он состоит всего из двух долей. Первая доля является ударной, вторая — неударной. Таким образом, размер 2/4 — это чередование одной ударной и одной неударной доли. Понятно, что доля может быть выражена не только четвертной нотой, но и другими длительностями, в сумме равными четверти. Долю могут составить, например, две восьмых, четыре шестнадцатых и т. п. С другой стороны, один звук может тянуться две доли. Такой звук обозначается половинной нотой. Соотношение различных длительностей звуков в музыке называется ритмом.
Проставим в «Пастушьей песне» размер, и запись песни примет окончательный вид:
Музыкальные примеры нужно петь с тактированием. Тактирозание — это взмахи руки, каждый из которых отмечает начало новой доли такта. Эти взмахи должны быть строго равномерными. В размере 2/4 первая доля показывается движением руки вниз, вторая — движением руки вверх:
Первую долю такта (ударную) следует слегка выделять более четким, сильным движением руки. Тактировать следует правой рукой.