В песне мелодия тесно связана со словом. Эта связь выражается, например, в том, что ударные слоги текста обычно совпадают с сильной долей такта, неударные слоги — со слабой долей.
Стихотворение начинается часто с ударного слога. В этом случае и песня естественно начинается с сильной доли такта. Вспомните, например, «Пастушью песню» («Слышишь песню у ворот»)
Текст этой песни начинается с ударного слога:
Слышишь песню у ворот.
То пастух овец зовёт
В соответствии с текстом и мелодия начинается с сильной доли такта:
ПАСТУШЬЯ (Французская народная песня)
Таких примеров у нас было множество (см. прим. 91, 94, 97 и т. д.).
Однако очень часто стихотворения начинаются не с ударного, а с безударного слога. Таковы, например, «Песня о Родине» И. Дунаевского («Широка страна моя родная…»), «Песня о пионерской мечте» Л. Бакалова («Над рощей лучи догорают…») и др. В подобных случаях музыка обычно начинается не с сильной, а со слабой доли такта.
Прочитайте начало текста «Летней лагерной» песни 3. Левиной:
Навстречу солнцу мы идем,
Шагаем налегке.
Текст песни начинается с безударного слога. И мелодия начинается со слабой доли такта:
Мелодия песни начинается с третьей доли такта. Первые две доли отсутствуют. Иногда на месте недостающих в первом такте долей ставят паузы. Так, в примерах 98—99 (см. примеры) мелодия начинается со 2-й доли такта, а на первой доле стоит пауза. Однако большей частью эти паузы в нотах не ставятся, и первый такт остается неполным.
Неполный такт, с которого начинается произведение или какая-нибудь его часть, называется затактом. В затакте может быть различное количество длительностей, и начинаться он может с любой доли такта, кроме первой.
Последний такт в произведениях с затактом является неполным: длительность затакта и последнего такта в сумме должны составлять один полный такт.