В минорном ладу, как и в мажорном, 7 ступеней. Соотношение их, однако, в миноре иное, чем в мажоре. Чем же отличается строение минорного лада от мажорного? Какие ступени в миноре звучат иначе, чем в мажоре?
Мы познакомились с двумя минорными песнями: «Во поле береза» и «Дуда» (2-я часть). В обеих песнях использованы не все звуки лада, а только нижние 5 ступеней. Из этих пяти ступеней только одна — III ступень — звучит в миноре и в мажоре неодинаково. В миноре III ступень строится на полтона ниже, чем в мажоре. Остальные 4 ступени (I, II, IV и V) строятся точно так же в миноре, как и в мажоре. Вот звукоряды приведенных песен:
При тонике соль III ступенью в мажоре является звук си, а в миноре— си-бемоль. При тонике до III ступенью в мажоре является звук ми, а в миноре — ми-бемоль.
Обратимся теперь к VI и VII ступеням. Эти две ступени как и III в миноре звучат на полтона ниже, чем в мажоре. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно пропеть несколько известных песен, в которых использованы все звуки лада:
ПЕСНЯ О ЩОРСЕ (М.БЛАНТЕР)
ПРОВОДЫ (Русская народная песня)
ПОЛЕ, МОЕ ПОЛЕ (И. КОВНЕР)
Сравните эти песни с мажорной песней того же объема звукоряда:
ПРО ПЕТЮ (Д.КАБАЛЕВСКИЙ)
Для того чтобы песни удобно было сравнивать друг с другом, все они написаны с тоникой на звуке до. В этом случае в мажоре VI и VII ступенями являются звуки ля и си, а в миноре — звуки ля-бемоль и си-бемоль.
Расположим все звуки приведенных песен по высоте и напишем, таким образом, мажорную и минорную гаммы от звука до, т. е. гаммы До-мажор и до-минор (название мажорных тональностей обычно пишется с большой буквы, а минорных — с маленькой). Сравним их между собой:
Такой вид минора, в котором три ступени— III, VI и VII — звучат на полтона ниже, чем в мажоре, называется натуральным. Кроме этого вида минора существует еще гармонический минор (с VII повышенной ступенью) и мелодический минор (с VI и VII повышенными ступенями).
Тоническое трезвучие (как и гамма) в минорном ладу является иным, чем в мажорном. В тоническое трезвучие входят, как мы помним, I, III и V ступени. I и V ступени в мажоре и в миноре строятся одинаково, а III ступень в миноре строится на 1/2 тона ниже, чем в мажоре. Она-то и отличает тоническое трезвучие минора от тонического трезвучия мажора.
Звуки трезвучий строятся, как мы знаем, через ступень или, иначе говоря, по терциям. Однако, терции бывают разные. Например, в мажоре средний звук тонического трезвучия (III ступень) отстоит от тоники на 2 тона, а в миноре — на 1 1/2 тона. Терция величиной в 2 тона называется большой, а в 1 1/2 тона — малой. Соответственно, трезвучие, в котором нижние звуки составляют интервал большую терцию, называется большим или мажорным. Если же между нижними звуками заключена малая терция, то трезвучие называется малым или минорным. Таким образом, тоническое трезвучие в мажоре является мажорным, а в миноре — минорным.
Тонические трезвучия в тональностях До-мажор и до-минор имеют следующее строение: