Чередование в музыке одной ударной и одной неударной доли создает, как мы помним, двухдольный размер. Очень часто в музыкальных произведениях после каждой ударной доли следуют две неударных. В этом случае получается размер трехдольный.
Возьмем в качестве примера детскую песню «Котик» и посмотрим, как чередуются ударные и неударные доли в этой песне:
В трехдольном размере ударной (сильной) является первая доля, а вторая и третья доли — неударные (слабые). При тактировании первая доля показывается движением руки вниз, вторая — в сторону, третья — вверх.
Например, для таких танцев, как полька, гопак, русская пляска, характерен размер двухдольный, а для вальса, мазурки, полонеза — трехдольный.
Связь каждого танца с определенным размером не случайна. Движения каждого танца, посредством которых передается содержание танца, основываются на определенном музыкальном размере и неразрывно с ним связаны. Размер помогает лучше передать характерные особенности данного танца.
В связи с тем, что сильная доля в размере 3/4 наступает не после одной, а после двух слабых долей, в трехдольном размере меньше акцентированных звуков, и это создает условия для более плавного характера музыки.
Возьмем для примера старинную немецкую песню «Братец Яков», в которой одна и та же мелодия излагается сначала в размере 2/4, а затем в размере 3/4, и сравним мелодию в первом и втором варианте:
С изменением размера изменилась длительность некоторых звуков, и песня приобрела более плавный, вальсообразный характер.
Чтобы записать во втором варианте песни «Братец Яков» 6-й и 8-й такты, пришлось употребить новую ноту — половинную с точкой. Что она означает?
Точка, поставленная рядом с нотой, увеличивает длительность ноты наполовину. Например, половина с точкой равна трем четвертям»
Среди трехдольных размеров в музыке широко используются размеры 3/4 и 3/8. В каждом такте этих размеров — три доли, на это указывает верхняя цифра размера. Однако, доля такта в размере 3/4 равна четверти, а в размере 3/8 — одной восьмой. Обозначим цифрами каждую долю такта в примерах на 3/4 и на 3/8:
В размере 3/4 четверть равна уже не одной, а двум долям и исполняется она на два дирижерских взмаха. Об этом следует всегда помнить при пении примеров в размере 3/8.