Мажорную гамму можно построить от любого звука. Для этого необходимо в точности соблюдать все расстояния между ступенями, установленные в §9:
При построении гаммы Фа-мажор звук си приходится понижать на полтона. Это понижение записывается при помощи специального знака — бемоля.
Таким образом, звука си в тональности Фа-мажор нет. Вместо него имеется звук си-бемоль.
Бемоли пишутся перед нотами. В тех случаях, однако, когда они характеризуют тональность и постоянно понижают определенные звуки, они ставятся в начале нотоносца, рядом с ключом, и называются ключевыми бемолями. Ключевой бемоль показывает, что звук, к которому он относится, нужно на протяжении всего произведения петь с понижением на полтона.
Тональность Фа-мажор имеет при ключе один бемоль — си-бемоль.