Для развития зрения и слуха у ребенка в возрасте с трех до шести месяцев в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы ему было на что смотреть и что слушать.
Постепенно ребенок узнает все большее количество предметов и лиц, проявляя различное к ним отношение. При виде некоторых людей, обычно тех, кто чаще его радует и забавляет, он сразу начинает улыбаться, оживленно двигаться. Его привязанность к ним растет. В то же время присутствие других, даже хорошо знакомых ему лиц, может почти не радовать его.
Примерно к пяти месяцам ребенок начинает отличать «чужих». Если к нему подойдет и начнет разговаривать незнакомый ему человек, то ребенок не встречает его улыбкой, а долго и сосредоточенно смотрит на него, а затем либо улыбается, либо отворачивается, а иногда начинает громко плакать.
Отношение ребенка к «чужим» зависит как от его индивидуальных особенностей, так и от условий воспитания. Некоторые дети приветливо, радостно встречают каждого человека, другие же четко отличают «чужих» и, увидев их, плачут. Ребенок все лучше различает и игрушки: одни он долго сосредоточенно разглядывает, на другие почти не смотрит. Поэтому надо подбирать наиболее интересующие его игрушки, и, когда он перестает ими заниматься, заменять их другими.
Если с ребенком часто разговаривают, окликают его время от времени с разных сторон, то к пяти-шести; месяцам он сразу поворачивается к источнику звука и быстро находит его взглядом. Он узнает голоса близких людей. Нередко, услышав знакомый голос, ребенок поворачивается в соответствующую сторону, ищет глазами того, кто говорит. Порой, когда мать или отец будит ребенка, ласково разговаривая с ним, то малыш, еще не открыв глаза, уже улыбается им.
Развитие голосовых реакций ребенка
Для развития голосовых реакций надо, разговаривая с ребенком, стараться вы звать у него ответные звуки, но не мешать ему, когда он сам лепечет.
Трех-, четырехмесячный ребенок произносит отрывистые, гортанные звуки («кх», «гы»). Месяцев с пяти ребенок начинает громко певуче гулить, произносит нараспев «а-а», «о-о-о» или другие гласные; к пяти-шести месяцам он произносит уже довольно разнообразные звуки и начинает лепетать, т. е. произносит слоги «ба», «ма».
Сначала он произносит одиночные слоги, но вскоре начинает повторять один и тот же слог несколько раз подряд, например «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
Хорошо также напевать и негромко играть на музыкальных инструментах в присутствии детей. При звуках веселой музыки они начинают радоваться, оживленно двигаться.
В этом возрасте ребенок сосредоточенно прислушивается не только к различным звукам извне, но и к тем, которые сам произносит, что в большой мере содействует развитию его голосовых реакций.
Развитие слуха и умения слушать полезно ребенку во многих отношениях. Но особенно необходимо оно для развития голосовых реакций, подражания звукам и различения произносимых взрослыми слов.