Воспитывая трех-, шестимесячного ребенка, надо развивать у него такие умения, которые позволят ему активно участвовать в кормлении.
К этому возрасту ребенок уже должен научиться подтягивать голову к груди матери, захватывать сосок, сосать тем энергичнее, чем меньше остается молока. Месяцам к трем-четырем он начинает ощупывать грудь матери; когда немного насытится, нередко выпускает сосок, отворачивается от груди, а затем снова начинает сосать. Но с этого возраста он значительно легче, чем раньше, отвлекается при кормлении, поэтому не следует громко разговаривать, делать что-либо около того места, где ребенка кормят.
Не следует разговаривать с ребенком во время еды и ни в коем случае не играть в те моменты, когда он прерывает сосание, так как он может разыграться и затем больше не взять грудь. Говорить и играть с малышом можно только после того, как он высосет все полагающееся ему количество молока.
Если ребенок ест из бутылочки, то, прежде чем дать сосать, надо ему показать бутылочку, чтобы он стал узнавать ее, подтягивать голову и активно захватывать ртом соску, а месяцев с четырех брать бутылочку руками.
Во время кормления следует класть руки ребенка на бутылочку, чтобы он приучался держать ее. Месяцам к пяти-шести ребенок может есть из бутылки совсем самостоятельно: он берет бутылку, направляет соску в рот и в течение всего времени, пока сосет, удерживает бутылку, приподнимая ее по мере того, как молока становится меньше. Он может даже вынуть соску изо рта, посмотреть на нее, затем опять засунуть в рот и продолжать сосать.
Приучать ребенка есть с ложки надо с четырех с половиной-пяти месяцев. С этого времени, даже если у матери молока достаточно, ребенку назначают прикорм, так как он нуждается в новых видах пищи.
Многие трудности, испытываемые родителями при кормлении детей более старшего возраста, вызываются теми ошибками, которые были допущены по отношению к ним в пяти-, восьмимесячном возрасте. Пока младенец сосет грудь матери или получает пищу из бутылочки, он, как правило, ест с аппетитом. Капризы, связанные с едой, обычно возникают при неправильном кормлении из ложки. Во избежание этого надо приучать ребенка к каждой новой пище постепенно и развивать движения, повышающие его активность при еде.
Приучая ребенка к еде с ложки, надо первые дни давать ему небольшое количество новой пищи (30-50 г). Остальная пища должна быть ему хорошо знакома, и получать ее он должен привычным способом. Полную порцию можно дать лишь после того, как ребенок привыкнет к новой пище и будет охотно ее съедать. Каждую ложку с пищей надо показать ребенку, побуждая его потянуться к ней, открыть рот, самому снять с ложки пищу губами.
Следующую ложку пищи можно давать только после того, как он проглотит все, что было во рту. Недопустимо насильное кормление, когда ребенок плачет, выплевывает пищу, а ему снова кладут ее в рот. Если ребенок отказывается есть непривычную для него пищу, надо проявить терпение и настойчивость и побудить его съесть хоть несколько ложек, не вызывая плача. Не следует также, как это иногда делают, смешивать в тарелке любимую ребенком пищу с новой для того, чтобы он охотнее ее ел.
Для здоровья и хорошего физического развития ребенка важно, чтобы он научился хорошо есть из ложки пищу разнообразную, разной консистенции, сохраняя положительное отношение к еде.