Для развития слухового внимания, различения звуков и умения определять, где находится источник звука, надо, чтобы ребенок часто слышал негромкую речь взрослых, старших детей, ласково разговаривающих с ним. Хорошо также спеть песенку, позвенеть погремушкой или предоставить ребенку возможность послушать другие мелодичные звуки. Слуховое внимание проявляется в том, что, когда ребенок прислушивается к звукам, движения его задерживаются, он перестает плакать.
В течение второго-третьего месяцев младенец начинает прислушиваться ко все более тихим звукам: перестает беспокойно двигаться и кричать при разговоре с ним взрослого или при звучании погремушки. Слуховое внимание возникает при все более разнообразных звуках, длительность его возрастает.
Примерно к трем месяцам ребенок начинает определять, где находится источник звука. Если позвенеть погремушкой около полутора-, двухмесячного ребенка так, чтобы он не мог ее видеть или, спрятавшись, позвать его, то малыш не повернется к источнику звука. Однако выражение его лица и задержка движений говорят о том, что он слышит. Он просто еще не знает, откуда этот звук исходит. Узнает он об этом постепенно, если часто будет одновременно видеть взрослого и слышать его голос или видеть погремушку и слышать ее звучание.
Стремление увидеть источник звука сперва проявляется в том, что ребенок переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону, но лишь к концу третьего месяца он научится быстро и безошибочно поворачивать голову и находить взглядом лицо говорящего человека.
Научившись находить источник звука, трехмесячный ребенок не только быстро находит взглядом мать, отца, когда те обращаются к нему, но и сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. С этого времени его связь с окружающим значительно расширяется. Теперь он может зрительно воспринимать не только то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивать глазами разговаривающих людей, предметы, издающие звук.
Когда двух-, трехмесячный ребенок спокойно бодрствует, он прислушивается к окружающим звукам, по-разному на них реагирует: резкие, громкие звуки обычно пугают его, он вздрагивает, а иногда начинает плакать, к мелодичным звукам музыкального инструмента, человеческого голоса он прислушивается с большим вниманием, радуется им. Необходимо почаще ласково разговаривать с ребенком. Когда малыш спокоен, ласковый разговор радует его; когда плачет — успокаивает.