С первых месяцев жизни ребенка надо "позаботиться об укреплении его положительного отношения к еде. Положительное отношение к еде необходимо для того, чтобы ребенок съедал всю полагающуюся ему пищу и хорошо ее усваивал. Оно обусловлено в первую очередь чувством голода, которое возникает, если соблюдаются правильные перерывы между кормлениями. Поэтому кормить ребенка надо только в определенные, установленные по режиму часы.
Отношение к еде зависит и от общего состояния ребенка: перевозбужденный или утомленный ребенок плохо ест даже в том случае, когда он проголодался. Поэтому очень важно, чтобы к началу кормления малыш выспался и находился в спокойном состоянии.
Отношение ребенка к еде зависит и от степени активности его во время кормления. Даже новорожденный ребенок в ответ на прикосновение чем-либо к его щечкам около рта поворачивает в соответствующую сторону голову и захватывает губами прикасающийся предмет.
В конце первого месяца жизни, будучи взят на руки для кормления, младенец старается приподнять голову и открывает рот, пытаясь захватить сосок, проявляет настойчивость, если это ему сразу не удается.
Надо предоставлять младенцу возможность самому захватить сосок губами, а не вкладывать его в рот. С этой целью можно несколько раз слегка прикоснуться соском к щечкам ребенка. Малыша обязательно надо приучать сосать все энергичнее по мере того, как молока в груди становится меньше.
Побуждать его к этому можно слегка двигая соском, который находится у него во рту, или повторно предлагая ему грудь, когда малыш выпускает ее.
Если ребенок, несмотря на все старания матери, немного (20-30 г) не дососал полагающегося ему количества молока, не следует давать вторую грудь или докармливать сцеженным молоком. В одно кормление он может съесть немного меньше положенной нормы, но зато к следующему кормлению, проголодавшись, будет сосать энергичнее и высосет не только то, что ему положено, но и несколько больше, и в общей сложности он получит за сутки необходимое ему количество молока.
На этот раз он сосет все энергичнее по мере того, как молока становится меньше. При этом у него развиваются сосательные движения и соответствующая мускулатура. Вместе с тем он начинает проявлять настойчивость и приучается преодолевать небольшие затруднения.
Если же вы будете докармливать ребенка сцеженным молоком или давать ему другую грудь, он каждый раз будет сосать только до тех пор, пока молоко поступает обильно, без особых с его стороны усилий. В результате с каждым днем трудности при кормлении будут нарастать, а молоко у матери убывать, так как ребенок не высасывает его до конца.
Все эти указания относятся только к крепким, здоровым детям. Если же ребенок слабый или вялый и каждый раз плохо сосет, то надо посоветоваться с врачом, как лучше его кормить. Показателем того, высасывает ли ребенок нужное ему количество молока или недоедает, являются его весовые прибавки.
Если матери приходится давать малышу сцеженное молоко или он находится на смешанном питании, то кормление из бутылочки надо приблизить к грудному.
Ребенок должен лежать на руках, как при грудном кормлении. Перед кормлением ему надо каждый раз показывать бутылочку. Чтобы малыш высосал все полагающееся количество пищи не быстрее, чем за 8-10 минут, отверстие в соске должно быть небольшим, в чем можно убедиться, перевернув бутылочку с надетой на нее соской горлышком вниз: если молоко (или смесь) выделяется из соски медленно, капля за каплей, значит, отверстие достаточной величины, если же оно льется струйкой, отверстие слишком велико, и соска не годится.
Быстрая еда вредна ребенку по ряду причин. При быстрой еде пища не обрабатывается должным образом пищеварительными соками и поэтому хуже усваивается. У ребенка не создается чувства удовлетворения: поев, он обычно разражается плачем.
Нередко родители думают, что ребенок не наелся, а все дело лишь в том, что он слишком быстро все съел. Кроме того, ребенок, который один или два раза в день ест из соски с большим отверстием, нередко отказывается брать грудь матери, а этого допускать нельзя.