ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ (1834—1882)
ТРАПЕЗА. 1865 и 1876
Масло, холст. 84х126
В самом начале 60-х годов особенно привлекшими общественное внимание к имени В. Г. Перова были антиклерикальные картины «Проповедь в сельской церкви», «Сельский крестный ход на пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (все три —в ГТГ). В 1865 году художник вернулся к этой теме в полотне «Трапеза» (впоследствии картина еще раз была переписана, что и дало основание помечать время ее создания двумя датами). Сюжет картины не столь прямолинеен, как прежде, и все же она полна самого беспощадного обличения духовенства. В ней разоблачаются лицемерие и порочность морали церковников, лживость их учения о презрении к земным благам и любви к ближнему, незлобивости и всепрощении. Представив обед в монастырской трапезной, Перов наглядно показал, что и внутри церковников существует лживость и социальная рознь. На картине изображено и раболепство монахов перед знатными посетителями, и их безразличие к страданиям бедняков, и жадность, и скупость, их злость, чревоугодие, подхалимство. Художник наделил каждого из персонажей чертами характера, ярко выражающими тот или иной порок.
«Трапезу» отличает точность деталей, тщательная проработанность рисунка, живописность. В картине множество действующих лиц, и никто не написан наспех. С подробностями выписан и каждый из предметов. Все имеет свое значение. Даже показывая контраст царящего в трапезной полумрака с ярким светом за окнами, Перов как бы противопоставляет темному монастырскому быту яркий свет солнца; жизнь природы сопоставляется с мелочностью и низостью, царящей в комнате.